РОДЖЕРС (Rogers) Карл Рэнсом (1902 - 1987) - американский психолог,
автор получившей распространение во всем мире (второй по степени
распространенности после психоанализа З. Фрейда) недирективной, клиенто- (или человеко)-центрированной (person-centered)
психотерапии. Один из основоположников и лидеров гуманистической психологии.
Образование получил в Висконсинском ун-те (бакалавр, 1924 г.), Теологической
семинарии и Учительском колледже Колумбийского ун-та (магистр, 1928; д-р
философии, 1931). Поч. д-р наук Цинциннатского ун-та (1974), Северо-Западного
ун-та (1978), поч. д-р философии Гамбургского ун-та (1975), поч. д-р социальных
наук Лейденского ун-та (1975) и многих др. ун-тов и колледжей. Президент
Американской ассоциации прикладной психологии (1944-1945), президент APA (1946-1947), затем Американской академии психотерапевтов
(1956-1958). Имеет множество наград: «За выдающиеся научные достижения» (1956),
«За выдающийся вклад» (1967), «Выдающемуся профессиональному психологу» (1972)
и др. Профессиональную деятельность начал в качестве сотрудника Института по
уходу за детьми в Нью-Йорке (1927). Год спустя он получил место в Отделе
изучения ребенка Общества по профилактике жестокого обращения с детьми в г. Рочестер (штат Нью-Йорк). В 1939 г. Р. – директор этого
Отдела и в том же году получил сопоставимую должность в Рочестерском
консультационном центре. На протяжении почти шестидесяти лет сочетал
психотерапевтическую деятельность с преподавательской и исследовательской
работой, был профессором медицинской психологии в ун-те штата Огайо
(1940-1945), где он занимался также реабилитацией демобилизованных
военнослужащих (1944-1945), преподавал в ун-те Чикаго и работал в качестве
исполнительного секретаря Чикагского консультационного центра (1945-1957), был
профессором Висконсинского ун-та (1957-1963). В этот период интенсивно
разрабатывал теоретические аспекты психотерапии и теории личности, а также
методы консультационной и психотерапевтической работы. Стал одним из
основателей Ассоциации гуманистической психологии (1963). В 1964 г. Американской
ассоциацией гуманистической психологии ему было присвоено почетное звание
«Гуманист года». Диапазон его клиентуры был очень широк - от студентов ун-та до
пациентов психиатрических клиник. Наиболее значимые публикации этого периода: «Counseling and psychotherapy» (1942);
«Client-centered therapy» (1951); «Psychotherapy and personality change»
(1954); «On becoming a person» (1961); «The therapeutic relationship and its
impact: a study of psychotherapy with schizophrenics» (1967). С 1964 г. Р. был сотрудником, а затем директором
Западного ин-та поведенческих наук в г. Ла-Хойя, шт. Калифорния, где в 1968 г. им был основан Центр
изучения человека, и где он работал вплоть до своей кончины. В этот период
научные разработки Р. вышли за пределы психотерапии как таковой и оформились в
т. н. «человеко-центрированный подход», который был реализован сначала в
области возрастной и педагогической психологии, а затем в области социальной и
политической психологии. Основные труды этого периода: «Freedom to
learn» (1969, 1983); «On encounter groups» (1970); «Becoming partners: marriage
and its alternatives» (1972); «On personal power» (1977); «A way of being»
(1980). В результате
своих исследований Р. сформулировал общую теорию межличностных отношений и пришел
к выводу, что терапевтический процесс является моделью межличностных отношений.
Его личностно-центрированная терапия характеризовалась тремя
постулатами: 1) вера в изначальную, конструктивную и творческую мудрость
человека; 2) убеждение в социально-личностной природе средств, актуализирующих
конструктивный личностный потенциал человека в процессах межличностного
общения; понятие о трех "необходимых и достаточных условиях"
межличностного общения, усиливающих личностное развитие и обеспечивающих конструктивные
личностные изменения ("безусловное позитивное принятие другого
человека", "активное эмпатическое слушание", "конгруэнтное
самовыражение в общении"); 3) представление о закономерных стадиях
протекания группового процесса, возникающего в указанных социально-личностных
условиях, и о его столь же закономерных терапевтических результатах.
Характерной особенностью данных постулатов или принципов является их
специфический научный статус. В системе идей К. Роджерса все эти постулаты
существуют одновременно и как сугубо теоретические положения, и как вполне
конкретные научные факты. Их статус эмпирически воспроизводимых фактов в
настоящее время бесспорен. Всегда и везде при соблюдении выявленных и тщательно
проанализированных Р. условий общения наблюдается особый межличностный
(групповой) процесс, приводящий к определенным личностным изменениям участников
общения. Гуманистический идеал свободного и целостно функционирующего человека,
представленный в ряде работ Р., предполагает свободу и ответственность, целостность
и гармоничность, актуализацию и реализацию всех потенциальных возможностей
человека. Ориентация на данную систему ценностей, на процессы "становления
человека" привела Р. к неизбежному разрыву с "истеблишментом",
определила особое качество его личности, которое можно назвать
"гуманистической революционностью". Он сам неоднократно отмечал
революционный характер последовательных теоретических и практических выводов и
следствий своей системы научных идей, их очевидную конфронтацию с "конвенциональной
авторитарной структурой" современного общественного устройства. Но он столь же отчетливо видел и предельную близорукость своих
идейных оппонентов, не желающих видеть то, что альтернативой гуманизации мира в
современной кризисной ситуации является его неизбежное экономическое или
экологическое или военное самоуничтожение. На протяжении своей карьеры Р.
прошел путь от индивидуального психотерапевтического взаимодействия с клиентом
к работе с малыми группами, а затем нациями: клиенто-центрированная психотерапия
(50-е г.г.) эволюционировала в 60-70-е г.г. в человеко-центрированное обучение
и, наконец, в 80-е гг. воплотилась в человеко-центрированную политику. В
последние годы жизни К. Роджерс много работал в "горячих точках"
планеты - в Северной Ирландии, Южной Африке, Центральной Америке. Всего за
несколько месяцев до своей кончины он посетил Советский Союз (1986). По
результатам опросов, проведенных в 1982 г. двумя ведущими психологическими
журналами США (Journal of Counseling Psychology и American Psychologist), Р.
получил рейтинг самого влиятельного (most influental) американского психолога.
В 1987 г.
кандидатура Р. была выдвинута на Нобелевскую премию мира. До последних дней
своей жизни он продолжал активную творческую деятельность в науке. В одной из
своих книг писал, что личностный, человечный способ бытия в мире это
бесконечный процесс становления. Жизнь К.Роджерса лучшее подтверждение этой
гуманистической идеи. С середины 1940-х гг. признание Р. в психологических и
психотерапевтических кругах неуклонно возрастало, его труды (16 книг и более
200 научных статей) получили широкое международное признание, были переведены
на многие языки. Среди них также; “On Becoming a
Person”, 1961; “A Way of Being”, 1980; “Freedom to Learn for the 80’s”, 1983 и
др. В рус.
пер. издано: «Эмпатия»/ в кн.: «Психология эмоций.
Тексты», М., МГУ, 1984; «К науке о личности»/ в кн.: «История зарубежной
психологии: 30-60-е гг. ХХ в. Тексты», М., 1986; «Взгляд на психотерапию.
Становление человека». М., 1994; «Свобода учиться» (в соавт. с Д. Фрейбергом),
М., 2002; «Искусство консультирования и терапии», М., 2002.
А.Б.
Орлов