http://figures.boundless.com/20135/full/372px-carl-rogers.jpeРОДЖЕРС (Rogers) Карл Рэнсом (1902 - 1987) - американский психолог, автор получившей распространение во всем мире (второй по степени распространенности после психоанализа З. Фрейда) недирективной, клиенто- (или человеко)-центрированной (person-centered) психотерапии. Один из основоположников и лидеров гуманистической психологии. Образование получил в Висконсинском ун-те (бакалавр, 1924 г.), Теологической семинарии и Учительском колледже Колумбийского ун-та (магистр, 1928; д-р философии, 1931). Поч. д-р наук Цинциннатского ун-та (1974), Северо-Западного ун-та (1978), поч. д-р философии Гамбургского ун-та (1975), поч. д-р социальных наук Лейденского ун-та (1975) и многих др. ун-тов и колледжей. Президент Американской ассоциации прикладной психологии (1944-1945), президент APA (1946-1947), затем Американской академии психотерапевтов (1956-1958). Имеет множество наград: «За выдающиеся научные достижения» (1956), «За выдающийся вклад» (1967), «Выдающемуся профессиональному психологу» (1972) и др. Профессиональную деятельность начал в качестве сотрудника Института по уходу за детьми в Нью-Йорке (1927). Год спустя он получил место в Отделе изучения ребенка Общества по профилактике жестокого обращения с детьми в г. Рочестер (штат Нью-Йорк). В 1939 г. Р. – директор этого Отдела и в том же году получил сопоставимую должность в Рочестерском консультационном центре. На протяжении почти шестидесяти лет сочетал психотерапевтическую деятельность с преподавательской и исследовательской работой, был профессором медицинской психологии в ун-те штата Огайо (1940-1945), где он занимался также реабилитацией демобилизованных военнослужащих (1944-1945), преподавал в ун-те Чикаго и работал в качестве исполнительного секретаря Чикагского консультационного центра (1945-1957), был профессором Висконсинского ун-та (1957-1963). В этот период интенсивно разрабатывал теоретические аспекты психотерапии и теории личности, а также методы консультационной и психотерапевтической работы. Стал одним из основателей Ассоциации гуманистической психологии (1963). В 1964 г. Американской ассоциацией гуманистической психологии ему было присвоено почетное звание «Гуманист года». Диапазон его клиентуры был очень широк - от студентов ун-та до пациентов психиатрических клиник. Наиболее значимые публикации этого периода: «Counseling and psychotherapy» (1942); «Client-centered therapy» (1951); «Psychotherapy and personality change» (1954); «On becoming a person» (1961); «The therapeutic relationship and its impact: a study of psychotherapy with schizophrenics» (1967). С 1964 г. Р. был сотрудником, а затем директором Западного ин-та поведенческих наук в г. Ла-Хойя, шт. Калифорния, где в 1968 г. им был основан Центр изучения человека, и где он работал вплоть до своей кончины. В этот период научные разработки Р. вышли за пределы психотерапии как таковой и оформились в т. н. «человеко-центрированный подход», который был реализован сначала в области возрастной и педагогической психологии, а затем в области социальной и политической психологии. Основные труды этого периода: «Freedom to learn» (1969, 1983); «On encounter groups» (1970); «Becoming partners: marriage and its alternatives» (1972); «On personal power» (1977); «A way of being» (1980). В результате своих исследований Р. сформулировал общую теорию межличностных отношений и пришел к выводу, что терапевтический процесс является моделью межличностных отношений. Его личностно-центрированная терапия характеризовалась тремя постулатами: 1) вера в изначальную, конструктивную и творческую мудрость человека; 2) убеждение в социально-личностной природе средств, актуализирующих конструктивный личностный потенциал человека в процессах межличностного общения; понятие о трех "необходимых и достаточных условиях" межличностного общения, усиливающих личностное развитие и обеспечивающих конструктивные личностные изменения ("безусловное позитивное принятие другого человека", "активное эмпатическое слушание", "конгруэнтное самовыражение в общении"); 3) представление о закономерных стадиях протекания группового процесса, возникающего в указанных социально-личностных условиях, и о его столь же закономерных терапевтических результатах. Характерной особенностью данных постулатов или принципов является их специфический научный статус. В системе идей К. Роджерса все эти постулаты существуют одновременно и как сугубо теоретические положения, и как вполне конкретные научные факты. Их статус эмпирически воспроизводимых фактов в настоящее время бесспорен. Всегда и везде при соблюдении выявленных и тщательно проанализированных Р. условий общения наблюдается особый межличностный (групповой) процесс, приводящий к определенным личностным изменениям участников общения. Гуманистический идеал свободного и целостно функционирующего человека, представленный в ряде работ Р., предполагает свободу и ответственность, целостность и гармоничность, актуализацию и реализацию всех потенциальных возможностей человека. Ориентация на данную систему ценностей, на процессы "становления человека" привела Р. к неизбежному разрыву с "истеблишментом", определила особое качество его личности, которое можно назвать "гуманистической революционностью". Он сам неоднократно отмечал революционный характер последовательных теоретических и практических выводов и следствий своей системы научных идей, их очевидную конфронтацию с "конвенциональной авторитарной структурой" современного общественного устройства. Но он столь же отчетливо видел и предельную близорукость своих идейных оппонентов, не желающих видеть то, что альтернативой гуманизации мира в современной кризисной ситуации является его неизбежное экономическое или экологическое или военное самоуничтожение. На протяжении своей карьеры Р. прошел путь от индивидуального психотерапевтического взаимодействия с клиентом к работе с малыми группами, а затем нациями: клиенто-центрированная психотерапия (50-е г.г.) эволюционировала в 60-70-е г.г. в человеко-центрированное обучение и, наконец, в 80-е гг. воплотилась в человеко-центрированную политику. В последние годы жизни К. Роджерс много работал в "горячих точках" планеты - в Северной Ирландии, Южной Африке, Центральной Америке. Всего за несколько месяцев до своей кончины он посетил Советский Союз (1986). По результатам опросов, проведенных в 1982 г. двумя ведущими психологическими журналами США (Journal of Counseling Psychology и American Psychologist), Р. получил рейтинг самого влиятельного (most influental) американского психолога. В 1987 г. кандидатура Р. была выдвинута на Нобелевскую премию мира. До последних дней своей жизни он продолжал активную творческую деятельность в науке. В одной из своих книг писал, что личностный, человечный способ бытия в мире это бесконечный процесс становления. Жизнь К.Роджерса лучшее подтверждение этой гуманистической идеи. С середины 1940-х гг. признание Р. в психологических и психотерапевтических кругах неуклонно возрастало, его труды (16 книг и более 200 научных статей) получили широкое международное признание, были переведены на многие языки. Среди них также; “On Becoming a Person”, 1961; “A Way of Being”, 1980; “Freedom to Learn for the 80’s”, 1983 и др. В рус. пер. издано: «Эмпатия»/ в кн.: «Психология эмоций. Тексты», М., МГУ, 1984; «К науке о личности»/ в кн.: «История зарубежной психологии: 30-60-е гг. ХХ в. Тексты», М., 1986; «Взгляд на психотерапию. Становление человека». М., 1994; «Свобода учиться» (в соавт. с Д. Фрейбергом), М., 2002; «Искусство консультирования и терапии», М., 2002.

А.Б. Орлов