http://www.medpsy.ru/mprj/pict2013/pic13_5_09_7.bmpРОГОВИН Михаил Семенович (1921 - 1993) – российский психолог, специалист в области военной и когнитивной психологии, истории и философии психологии, патопсихологии. Д-р психологических наук, профессор. Учился на механико-математическом фак-те МГУ им. М.В. Ломоносова, откуда был призван в 1942 г. в армию. Служил в танковых войсках, закончил войну военным переводчиком. Награжден орденами и многими медалями. После войны окончил два фак-та военного ин-та иностранных языков 1953 г.работал в фундаментальной библиотеке общественных наук АН СССР и стал изучать психологию под руководством В.М. Когана и В.А. Артемова. В 1956 г. защитил канд. дис.: "Проблема понимания", а в 1968 г. – докт.: "Элементы общей и патологической психологии в построении психологической теории". Более 30 лет преподавал психологию сначала на кафедре психологии МГПИ им. В.П. Потемкина, затем заведовал кафедрами психологии на фак-те психологии Ярославского ун-та и в Московском государственном лингвистическом университете. Круг научных интересов Р. был достаточно широк. Одним из первых в России он описал истоки и принципы когнитивной психологии, дал обстоятельный анализ этого, тогда еще нового, направления. Углубленно исследовал проблемы патопсихологии, изучал принципы диагностического процесса в работе психиатра. Внес существенный вклад в теорию и практику наиболее сложных аспектов дифференциального диагноза в психиатрии. Подчеркивал важность и особую роль клинического анализа результатов патопсихологического эксперимента, в проведении которого выделял три этапа, предоставляющих последовательную интеграцию психологических данных в клиническое заключение. Первый, ориентировочный этап исследования - это предъявление больному любой психологической пробы (создание экспериментальной ситуации). В результате исследующий получает характеристику ряда общих данных относительно темпа, объема и переключаемости психических процессов. На втором этапе патопсихолог переходит к поиску таких психологических проб, в выполнении которых с наибольшей вероятностью должна проявиться психологическая структура нарушения (поиск наиболее специфических в зависимости от сформулированной клинической задачи методик экспериментального исследования). Поскольку ни одна взятая изолированно патопсихологическая методика (и даже "батарея тестов") не имеет решающего диагностического значения, наступает третий этап, заключающийся в сопоставлении результатов использованных при исследовании психологических проб, когда собственно нозологическая квалификация полученных в эксперименте данных уже выходит за рамки работы патопсихолога и осуществляется путем сопоставления обнаруженного в эксперименте психического дефекта с клинической картиной заболевания. Обобщенные результаты этих исследований были представлены в монографии - "Теоретические основы психологического и психопатологического исследования"/в соавт. с Г.В. Залевским, Томск, 1988), посвященной также вопросам методологии экспериментальных исследований психики. автор более 10 монографий и учебных пособий: "Структурно-уровневые теории в психологии (методологические основы)", Ярославль, 1977; "Проблемы теории памяти", М., 1977 и др.

В.Я. Гиндикин