РОГОВИН Михаил Семенович (1921 - 1993) – российский психолог,
специалист в области военной и когнитивной психологии, истории и философии
психологии, патопсихологии. Д-р психологических наук, профессор. Учился на
механико-математическом фак-те МГУ им. М.В.
Ломоносова, откуда был призван в 1942
г. в армию. Служил в танковых войсках, закончил войну
военным переводчиком. Награжден орденами и многими
медалями. После войны окончил два фак-та военного ин-та иностранных языков.С 1953 г.работал
в фундаментальной библиотеке общественных наук АН СССР и стал изучать
психологию под руководством В.М. Когана и В.А. Артемова. В 1956 г. защитил канд. дис.:
"Проблема понимания", а в 1968 г. – докт.: "Элементы общей и
патологической психологии в построении психологической теории". Более 30
лет преподавал психологию сначала на кафедре психологии МГПИ им. В.П.
Потемкина, затем заведовал кафедрами психологии на фак-те
психологии Ярославского ун-та и в Московском государственном лингвистическом
университете. Круг научных интересов Р. был достаточно широк. Одним из первых в
России он описал истоки и принципы когнитивной психологии, дал обстоятельный
анализ этого, тогда еще нового, направления. Углубленно исследовал проблемы
патопсихологии, изучал принципы диагностического процесса в работе психиатра.
Внес существенный вклад в теорию и практику наиболее сложных аспектов
дифференциального диагноза в психиатрии. Подчеркивал важность и особую роль
клинического анализа результатов патопсихологического эксперимента, в
проведении которого выделял три этапа, предоставляющих последовательную
интеграцию психологических данных в клиническое заключение. Первый,
ориентировочный этап исследования - это предъявление больному любой психологической
пробы (создание экспериментальной ситуации). В результате исследующий
получает характеристику ряда общих данных относительно темпа, объема и
переключаемости психических процессов. На втором этапе патопсихолог переходит к
поиску таких психологических проб, в выполнении которых с наибольшей
вероятностью должна проявиться психологическая структура нарушения (поиск
наиболее специфических в зависимости от сформулированной клинической задачи
методик экспериментального исследования). Поскольку ни одна взятая изолированно
патопсихологическая методика (и даже "батарея тестов") не имеет
решающего диагностического значения, наступает третий этап, заключающийся в
сопоставлении результатов использованных при исследовании психологических проб,
когда собственно нозологическая квалификация полученных в эксперименте данных
уже выходит за рамки работы патопсихолога и осуществляется путем сопоставления обнаруженного в эксперименте психического
дефекта с клинической картиной заболевания. Обобщенные результаты этих исследований
были представлены в монографии - "Теоретические основы психологического и
психопатологического исследования"/в соавт. с Г.В. Залевским, Томск,
1988), посвященной также вопросам методологии экспериментальных исследований
психики.Р. автор более 10 монографий и учебных
пособий: "Структурно-уровневые теории в психологии (методологические
основы)", Ярославль, 1977; "Проблемы теории памяти", М., 1977 и
др.
В.Я. Гиндикин