РОХЕЙМ (Roheim) Геза (1891 - 1953) -
венгерско-американский психоаналитик, этнограф и антрополог. Один из создателей
психоаналитической антропологии. Профессор антропологии Будапештского ун-та
(1919). Учился в Берлине, Лейпциге и Будапеште. В 1915-1916 гг. прошел курс
дидактического психоанализа у Ш. Ференци. В течении
последующих 12 лет практиковал психоанализ в Будапеште. В
начале 20-х гг. опубликовал первые работы по психоаналитической
антропологии. В 1928 г.
при финансовой поддержке М. Бонапарт организовал экспедиции по
психоаналитическому и антропологическому изучению племен аборигенов. Провел
полевые исследования в Центральной Австралии, на острове Норманби (Меланезия),
Новой Гвинее, в Африке и Северной Америке, где изучал индейцев племени Юма. Был
первым профессионально подготовленным психоаналитиком, работавшим в примитивных
обществах. Принял и развивал идеи З. Фрейда о первобытной орде и роли
инфантильного опыта. Эмпирически подтвердил некоторые предположения З. Фрейда о
природе и сущности первобытной культуры и религии. Поддерживал взгляды М.
Клейн. Развивал психоаналитические идеи об "Эдиповом комплексе". Придавал
большое значение пренатальному (утробному) периоду развития человека. Считал,
что ретардация зрелости ("продленное детство", замедленное развитие)
и "перманентный инфантилизм" обусловливают соответствующие формы
человеческого общежития и явления культуры. Утверждал, что история
"основана на Эросе" и что каждый человек никогда не расстается с
желанием быть любимым. Интерпретировал чуринги как символы человеческого
эмбриона и мужского полового органа, а могилу - как символ материнского чрева.
Вслед за З. Фрейдом определял культуру и цивилизацию как совокупность всего
того, что в человеке и человечестве превышает животный уровень. Считал, что
социальная дифференциация начинается с выделения первой "древнейшей"
профессии - знахаря-шамана, основанной на заболевании (неврозе). Полагал, что
культурная деятельность порождается сублимацией инстинктов, а сама культура
является "системой психической защиты". Утверждал "структурную и
коренную идентичность невроза и цивилизации". В 1932-1938 гг. преподавал
психоанализ и антропологию в Будапештском ин-те
психоанализа. После переезда в Америку занимался психоанализом в Вустере и
Нью-Йорке. С 1940 г.
преподавал в Нью-Йоркском психоаналитическом ин-те и
занимался частной психоаналитической практикой. Автор книг: "Австралийский
тотемизм"(1925), "Анимизм, магия и Божество" (1930),
"Происхождение и функции культуры" (1943), "Психоанализ и
антропология" (1950), "Врата мечты" (1952), "Магия и
шизофрения" (1955) и др.
В.И.
Овчаренко