http://www.psy-expert.ru/Foto-psy/Rossol1.pngРоссолимо Григорий Иванович (1860 – 1928) - российский невропатолог, психоневролог, психиатр, один из создателей экспериментального направления в отечественной психологии. Один из организаторов и председатель Московского общества невропатологов и психиатров (1890). Соред. «Журнала невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова» (1901). Ученик А.Я. Кожевникова. Сокурсник и близкий друг А.П. Чехова. Образование получил в классической Одесской гимназии, затем обучался на медицинском фак-те Московского ун-та, который окончил в 1884 г. В 1887 г. защитил докт. дис. и в 1890 г. возглавил клинику нервных болезней при клинике внутренних болезней А.А. Остоумова. В 1911 г. вышел в отставку в знак протеста против реакционной деятельности министра просвещения Л.А. Кассо. На собственные сpедства основал и содержал первую в России клинику нервных болезней детского возраста (1911-1917). После революции передал ее в дар Московскому ун-ту. С 1917 Р. - профессор кафедры нервных болезней 1-го МГУ, директор клиники и Hеврологического ин-та им. А.Я. Кожевникова. Основные научные труды связаны с анатомией и физиологией НС. Занимался исследованием проблем возрастной и экспериментальной психологии, нейропсихологии и патопсихологии. Исследуя возрастные особенности детей, стремился проникнуть в сущность их поведения («К вопросу о душевных катастрофах в юношеском возрасте»/Педагогическое общество. 1903; «Дурные привычки у детей и борьба с ними»/там же, 1902 и дp. ). Разработал программу наблюдений за детьми: "План исследования детской души", в соответствии с которой детская личность изучалась как со стороны психики и поведения, так и со стороны соматики и нервной системы. Прослеживал связь характера изменения психических функций личности с нервными заболеваниями и другими нарушениями и отклонениями в поведении. Для получения целостной наглядной картины разработал метод "Психологического профиля». В соответствии с программой исследовались 22 психические функции личности (11 по сокращенному варианту программы), которые подразделялись на три группы: А) внимание и воля; В) память и восприятие; С) мышление, комбинаторные способности, сообразительность и наблюдательность. Результаты эксперимента заносились на график в виде точек, при соединении которых получалась кривая - "психологический профиль" личности. Вычислялся общий уровень развития психических функций, а также качественный анализ полученного профиля из соотношения внимания, воли, памяти и мышления. Для детей младшего школьного возраста был разработал "Краткий метод ", для детей дошкольного возраста была создана особая система заданий: "Метод элементарных представлений". Р. одним из первых поставил вопрос о развитии, воспитании и обучении больных и умственно-отсталых детей, их профессиональной пригодности. Обосновал важность психологического образования педагогов и врачей. К основным трудам Р. относятся: «План исследования детской души в здоровом и болезненном состоянии», 1909; «Методика психологических профилей» / Современая психиатрия, 1910; «Общая характеристика психологических профилей», 1910; «Краткий метод исследования умственной отсталости», 1914; «Психологические профили дефективных детей», 1914; «Психологические профили. Количественное исследование психических процессов в нормальных и патологических состояниях. Методика», 1917; «Курс нервных болезней», М.-Л., 2-е изд., 1927.

H.А. Даниличева, Л.А. Карпенко