Россолимо Григорий Иванович (1860 –
1928) - российский невропатолог, психоневролог, психиатр, один из создателей
экспериментального направления в отечественной психологии. Один из
организаторов и председатель Московского общества невропатологов и психиатров
(1890). Соред. «Журнала невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова» (1901).
Ученик А.Я. Кожевникова. Сокурсник и близкий друг А.П. Чехова. Образование
получил в классической Одесской гимназии, затем обучался на медицинском фак-те Московского ун-та, который окончил в 1884 г. В 1887 г. защитил докт. дис. и
в 1890 г.
возглавил клинику нервных болезней при клинике внутренних болезней А.А.
Остоумова. В 1911 г.
вышел в отставку в знак протеста против реакционной деятельности министра
просвещения Л.А. Кассо. На собственные сpедства
основал и содержал первую в России клинику нервных болезней детского возраста
(1911-1917). После революции передал ее в дар Московскому ун-ту. С 1917 Р. -
профессор кафедры нервных болезней 1-го МГУ, директор клиники и Hеврологического ин-та им. А.Я. Кожевникова. Основные
научные труды связаны с анатомией и физиологией НС. Занимался исследованием
проблем возрастной и экспериментальной психологии, нейропсихологии и
патопсихологии. Исследуя возрастные особенности детей, стремился проникнуть в
сущность их поведения («К вопросу о душевных катастрофах в юношеском
возрасте»/Педагогическое общество. 1903; «Дурные привычки у детей и борьба с
ними»/там же, 1902 и дp. ). Разработал программу
наблюдений за детьми: "План исследования детской души", в
соответствии с которой детская личность изучалась как со стороны психики и
поведения, так и со стороны соматики и нервной системы. Прослеживал связь
характера изменения психических функций личности с нервными заболеваниями и
другими нарушениями и отклонениями в поведении. Для получения целостной
наглядной картины разработал метод "Психологического профиля». В
соответствии с программой исследовались 22 психические функции личности (11 по
сокращенному варианту программы), которые подразделялись на три группы: А)
внимание и воля; В) память и восприятие; С) мышление, комбинаторные
способности, сообразительность и наблюдательность. Результаты эксперимента
заносились на график в виде точек, при соединении которых получалась кривая -
"психологический профиль" личности. Вычислялся общий уровень развития
психических функций, а также качественный анализ полученного профиля из
соотношения внимания, воли, памяти и мышления. Для детей младшего школьного
возраста был разработал "Краткий метод ",
для детей дошкольного возраста была создана особая система заданий: "Метод
элементарных представлений". Р. одним из первых поставил вопрос о
развитии, воспитании и обучении больных и умственно-отсталых детей, их
профессиональной пригодности. Обосновал важность психологического образования
педагогов и врачей. К основным трудам Р. относятся: «План исследования детской
души в здоровом и болезненном состоянии», 1909; «Методика психологических
профилей» / Современая психиатрия, 1910; «Общая характеристика психологических
профилей», 1910; «Краткий метод исследования умственной отсталости», 1914;
«Психологические профили дефективных детей», 1914; «Психологические профили.
Количественное исследование психических процессов в нормальных и патологических
состояниях. Методика», 1917; «Курс нервных болезней», М.-Л., 2-е изд., 1927.
H.А.
Даниличева, Л.А. Карпенко