Ростунов Александр Тимофеевич (р.
1920) - белорусский психолог, специалист в области инженерной психологии и
психологии труда. Д-р психологических наук (1983), профессор (1988). Закончил
Военную академию артиллерийской радиолокации. В настоящее время заведует
отделом Национального института образования Республики Беларусь. Научная
деятельность Р связана с проблемами формирования профессиональной пригодности
специалистов операторского профиля к деятельности в обычных и экстремальных
условиях. Методологически исходным является положение о том, что
системно-образующий характер процесса профессионализации обусловливается
закономерностями трудовой деятельности, которая, будучи социальной по природе,
зависит от способностей личности, от возможностей развития и компенсации
профессионально важных свойств. Определяющим признаком профессиональной
пригодности человека являются его способности к выполнению какой-либо
деятельности или нескольких деятельностей, к открытию и созданию новых ее
типов. В качестве условий формирования профессиональной пригодности выделяются:
соответствующая мотивация, структура качеств личности, сочетание сенсорных,
мнемических, логических, эмоционально-волевых и других компонентов психики,
своеобразно преломляющихся и развивающихся в конкретных видах деятельности
человека. Процесс формирования профессиональной пригодности рассматривается Р.
как система, включающая в свой состав 4 функционально взаимосвязанные
подсистемы: профориентация, профотбор, профподготовка, профадаптация. Каждая из
указанных подсистем, в свою очередь, имеет несколько подсистем (блоков ) более
низкого ранга, обеспечивающих функционирование как соответствующей подсистемы,
так и системы в целом. Основой построения системы формирования профпригодности
специалиста выступает психологический анализ и прогнозирование деятельности как
условия обеспечения функционирования подсистем. Р. автор трудов: «Формирование
профессиональной пригодности будущих офицеров». 1982, «Формирование
профессиональной пригодности». 1984. Специальный блок работ посвящен проблемам
профориентации молодежи и ее психологической подготовки к трудовой
деятельности: «Ориентация школьников на военные профессии». 1984;
«Военно-профессиональная ориентация молодежи», 1988; «Психологическая
подготовка школьников к труду и выбору профессии», 1995.
Р.И.
Водейко