Ростунов Александр Тимофеевич (р. 1920) - белорусский психолог, специалист в области инженерной психологии и психологии труда. Д-р психологических наук (1983), профессор (1988). Закончил Военную академию артиллерийской радиолокации. В настоящее время заведует отделом Национального института образования Республики Беларусь. Научная деятельность Р связана с проблемами формирования профессиональной пригодности специалистов операторского профиля к деятельности в обычных и экстремальных условиях. Методологически исходным является положение о том, что системно-образующий характер процесса профессионализации обусловливается закономерностями трудовой деятельности, которая, будучи социальной по природе, зависит от способностей личности, от возможностей развития и компенсации профессионально важных свойств. Определяющим признаком профессиональной пригодности человека являются его способности к выполнению какой-либо деятельности или нескольких деятельностей, к открытию и созданию новых ее типов. В качестве условий формирования профессиональной пригодности выделяются: соответствующая мотивация, структура качеств личности, сочетание сенсорных, мнемических, логических, эмоционально-волевых и других компонентов психики, своеобразно преломляющихся и развивающихся в конкретных видах деятельности человека. Процесс формирования профессиональной пригодности рассматривается Р. как система, включающая в свой состав 4 функционально взаимосвязанные подсистемы: профориентация, профотбор, профподготовка, профадаптация. Каждая из указанных подсистем, в свою очередь, имеет несколько подсистем (блоков ) более низкого ранга, обеспечивающих функционирование как соответствующей подсистемы, так и системы в целом. Основой построения системы формирования профпригодности специалиста выступает психологический анализ и прогнозирование деятельности как условия обеспечения функционирования подсистем. Р. автор трудов: «Формирование профессиональной пригодности будущих офицеров». 1982, «Формирование профессиональной пригодности». 1984. Специальный блок работ посвящен проблемам профориентации молодежи и ее психологической подготовки к трудовой деятельности: «Ориентация школьников на военные профессии». 1984; «Военно-профессиональная ориентация молодежи», 1988; «Психологическая подготовка школьников к труду и выбору профессии», 1995.

Р.И. Водейко