РОЗЕНТАЛЬ (Rosenthal) Роберт (р. 1933) -
американский психолог, специалист в области психологии личности, клинической и
социальной психологии, психологии образования, методов оценки и измерения. Дал
описание «эффекта Пигмалиона». Образование получил в Калифорнийском ун-те в
Лос-Анджелесе (бакалавр, 1953; доктор, 1956). Профессиональную деятельность
начал в качестве преподавателя ун-та Северной Дакоты (1957-1962) и продолжил в
Гарвардском ун-те (профессор социальной психологии с 1967). Был избран
президентом Психологической ассоциации Северной Дакоты (1967), был членом
Общества экспериментальной социальной психологии, работал как клинический
психолог. С 1992 г.
- руководитель отдела психологии (Массачусетс). Чл. редкол. десяти ведущих
американских психологических журналов. Имеет многочисленные награды, в том
числе «За выдающийся вклад» (Массачусетс, 1979); награда Винера (Манитобский
университет, 1979) и др. Наибольший интерес вызвали исследования Р.,
посвященные роли исполнения прогнозов в быту и в лабораторных условиях. На
примере анализа психологических экспериментов с людьми Р. показал сходство
полученных результатов с исследованиями «исполнения предсказаний» в известном
деле «Умного Ганса» (лошади, принадлежавшей мистеру фон Остену). Р. одной
группе студентов сообщал, что они будут работать с крысами, обладающими высоким
интеллектуальным уровнем, а другой группе говорил, что их крысы плохо
обучаются. И хотя на самом деле крысы раздавались наугад, группа с
«интеллектуальными» крысами сообщила о лучших результатах прохождения
лабиринта, чем группа с «тупыми» крысами. Р. назвал этот феномен «эффектом
Пигмалиона» и предположил, что подобный эффект можно наблюдать и в образовании,
когда надежды педагогов ненамеренно определяют достижения учащихся, улучшая или
ухудшая их. Последующие эксперименты Р. подтвердили это предположение, выявив
роль тонкой невербальной коммуникации в отношениях между учителем и учеником,
врачом и пациентом, менеджером и исполнителем, психотерапевтом и клиентом, а
также между мужчинами и женщинами в небольших трудовых коллективах и малых
социальных группах. Для этих экспериментов Р. разработал широко теперь
применяемый метод измерения восприимчивости к невербальному общению. Он также
анализировал источники артефактов в исследованиях поведения и различных
количественных измерительных процедурах. В области анализа данных изучал
возможности анализа вариативности, контрастного анализа и метаанализа. Р. автор большого количества трудов, в том числе монографий: “Experimenter Effects in Behavioral Research”, 1966, 1976; “Pygmalion
in the Classroom: Teacher Expectation and Pupils” (with L. Jacobson), 1968;
“The Volunteer Subject” (with R.R. Rosnow), 1975; “Sensitivity to Nonverbal
Communication: The PONS Test (with Hall, DiMatteo, Rogers, Archer), 1979;
“Meta-Analitic Procedures for Social Research”, 1984.
Л.А.
Карпенко