http://www.simmsmanncenter.ucla.edu/wp-content/uploads/Saul-Rosenzweig-98x104.jpgРОЗЕНЦВЕЙГ (Rosenzweig) Саул (1907 - 2004) - американский психолог, специалист по проблемам личности, психологической диагностики, шизофрении. Профессор ун-та Сент-Луис. Разработал теорию фрустрации, в которой постулировалось, что защита от фрустрации, возникающая у индивида на пути к достижению цели, при столкновении с труднопреодолимыми препятствиями может осуществляться на трех уровнях: 1) клеточном (активация иммунной системы); 2) организмическом (физиологические и психологические реакции на стресс, такие как, например, страх); 3) кортикальном, на котором проявляются те или иные реакции личности (прежде всего агрессия). Фрустрирующие ситуации, в ответ на которые возникают реакции кортикального уровня, бывают двух типов: 1) ситуации – препятствия («эго-блокинговые») и 2) ситуации – обвинения («суперэго-блокинговые»). Личностные же реакции могут быть следующего типа: 1) экстрапунитивные (агрессия направлена против других людей или на предметы); 2) интропунитивные (самоагрессия в форме, например, чувства вины); 3( импунитивные (агрессия минимальна, т. к. препятствие воспринимается как в принципе преодолимое. Кроме того, в данных личностных реакциях могут делаться акценты: препятственно-доминантные (на препятствиях), самозащитные (на самого себя) или необходимо-упорствующие (на целях). В рамках этой теории создал тест - рисуночную методику фрустрации (тест Розенцвейга). Автор книг: «The picture-assotiation method and its application in a study of reactions to frustration»//J. of Personality, 1945; «Psychodiagnostics». 1949.

И.М. Кондаков