http://i51.beon.ru/28/60/2606028/25/110801925/freud2.jpegРУБИН (Rubin) Эдгар Джон (1886 - 1951) - датский психолог, психофизиолог, представитель гештальтпсихологии. Автор концепции о соотношении фигуры и фона. Образование получил в колледже Соломанна, затем с 1904 по 1911 изучал философию в ун-тах Копенгагена (магистр психологии, 1910; д-р философии, 1915). Здесь, после успешного прохождения конкурса, стал проводить исследования симультанного светового контраста под руководством А. Леманна (1911-1914). Работал в лаборатории Г. Мюллера, затем, вместе с Д. Катцем - под руководством Э. Гуссерля. В 1916 - 1922 гг. работал в качестве доцента и преподавателя Копенгагенского ун-та, а с 1922 - профессором экспериментальной психологии (как преемник А. Леманна руководил психологической лабораторией). Был президентом Интернационального конгресса по психологии в Копенгагене. Своей знаменитой работой "Визуально воспринимаемые фигуры" («Synsoplevede figuer». Kobenhavn, 1915) о соотношении фигуры и фона оказал значительное влияние на дальнейшее развитие теории гештальтпсихологии. Дал описание субъективных признаков фигуры и фона: фигура, в отличие от фона, представляет собой форму, выступает вперед, лучше запоминается, фон кажется чем-то непрерывным, находящимся позади фигуры, фигура воспринимается как предмет, а фон - как материал, изменение одного только фона может привести к тому, что фигура перестанет распознаваться; при этом любая из прилегающих частей может восприниматься и как фигура, и как фон. Создал классическое двойственное изображение - "Вазу Рубина", которая кажется то бокалом, то двумя лицами (1921). Основные труды Р.: «Zur Psychophisik der Geradheit» / Z. f. Psychol. 1922, 90; «Die Nichtexistenz der Aufmerksamkeit» / Ber. u. d. 9 Kongr. f. exper. Psychol., Münch., 1926; “Gerauschverschwiebungsversuche / Acta Psychol. 1932, 4, и др. В рус. пер.: «Несуществующее внимание» / «Хрестоматия по вниманию», М., МГУ, 1976.

И.М. Кондаков