РУБИН (Rubin) Эдгар Джон (1886 - 1951) -
датский психолог, психофизиолог, представитель гештальтпсихологии. Автор
концепции о соотношении фигуры и фона. Образование получил в колледже
Соломанна, затем с 1904 по 1911 изучал философию в ун-тах Копенгагена (магистр
психологии, 1910; д-р философии, 1915). Здесь, после успешного прохождения
конкурса, стал проводить исследования симультанного светового контраста под
руководством А. Леманна (1911-1914). Работал в лаборатории Г. Мюллера, затем,
вместе с Д. Катцем - под руководством Э. Гуссерля. В 1916 - 1922 гг. работал в
качестве доцента и преподавателя Копенгагенского ун-та, а с 1922 - профессором
экспериментальной психологии (как преемник А. Леманна руководил психологической
лабораторией). Был президентом Интернационального конгресса по психологии в
Копенгагене. Своей знаменитой работой "Визуально
воспринимаемые фигуры" («Synsoplevede figuer». Kobenhavn, 1915) о соотношении
фигуры и фона оказал значительное влияние на дальнейшее развитие теории
гештальтпсихологии. Дал описание субъективных признаков фигуры и фона:
фигура, в отличие от фона, представляет собой форму, выступает вперед, лучше
запоминается, фон кажется чем-то непрерывным, находящимся позади фигуры, фигура
воспринимается как предмет, а фон - как материал, изменение одного только фона
может привести к тому, что фигура перестанет распознаваться; при этом любая из
прилегающих частей может восприниматься и как фигура, и как фон. Создал
классическое двойственное изображение - "Вазу Рубина", которая
кажется то бокалом, то двумя лицами (1921). Основные труды Р.: «Zur
Psychophisik der Geradheit» / Z. f. Psychol. 1922,
90; «Die Nichtexistenz der Aufmerksamkeit» / Ber. u. d. 9 Kongr. f. exper.
Psychol., Münch., 1926;
“Gerauschverschwiebungsversuche / Acta Psychol. 1932, 4, и др. В рус.
пер.: «Несуществующее внимание» / «Хрестоматия по вниманию»,
М., МГУ, 1976.
И.М.
Кондаков