РУБЦОВ Виталий Владимирович (р. 1948) – известный российский психолог, специалист в области общей, возрастной, педагогической психологии и психологии образования. Д-р психологических наук (1987), профессор (1989), чл.-кор. РАО (1990). Действительный член РАО (1992). Член Президиума РАО (1994). Председатель Центрального регионального отделения РАО (1994-2002). Директор Психологического института РАО (с 1992 г. по январь 2014 г., и с 2015 г. по настоящее время - и.о. директора ПИ РАО). В 1993 г. при ПИ РАО   открыл Международный образовательный и психологический колледж, который в 1996 г. был преобразован в Московский городской психолого-педагогический институт.  В 1997 г. Р. был назначен ректором этого института. В 2002 г. институт получил статус университета – МГППУ, ректором которого Р. является по настоящее время. В 2007 г. МГППУ прошел конкурсный отбор в рамках приоритетного национального проекта «Образование» и стал одним из образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы. Под руководством Р. МГППУ и ПИ РАО действуют совместно в качестве единого научно-образовательного комплекса - «Психология». 

Много времени и сил уделяется им научно-общественной работе. Является Вице-президентом Российского психологического общества (РПО, 1994), затем членом Президиума РПО (1996). Участвовал в создании и является президентом общероссийской общественной организации - «Федерация психологов образования России» (2003). Является председателем Совета учебно-методического объединения (УМО) вузов РФ по направлению «Психолого-педагогическое образование» (2010). Член экспертного совета ВАК по педагогике и психологии. Член коллегии Департамента образования г. Москвы и член Президиума экспертного совета фонда «Внимание». Входит в экспертный совет по премиям Правительства РФ в области образования. В 2012 г. вошел в состав Национального координационного совета по поддержке молодых талантов России (Федеральная экспертная комиссия Роскомнадзора по спорным вопросам правоприменения закона о защите детей от вредоносной информации). Помимо этого Р. входит в состав  Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, а также в состав Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Ещё одним важным делом для Р. было вхождение в рабочую группу экспертов ЮНЕСКО (1987-1988), участие в реализации ряда социально-значимых проектов, в частности, в организации и проведении Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию и воспитанию в раннем возрасте (2010). Неоднократно участвовал в работе международных научных семинаров и конференций (Болгария, Германия, США, Италия, Франция, Великобритания, Дания, Япония, Греция), представляя отечественную науку на Европейских Конгрессах по генетической психологии, на международных конгрессах ЮНЕСКО «Информатика и образование», на международных психологических конгрессах по теории деятельности, по прикладной психологии. Является членом Международной ассоциации «Educational Psychology», членом исполнительного комитета ISCAR (International Society for Cultural and Activity Research - Международное общество культурно-деятельностных исследований).

За важную научную и общественную деятельность награждён орденами, медалями, премиями и почётными грамотами:  Орден Русской православной церкви Святого благоверного князя Даниила Московского II степени (1994) — на 80-летие Психологического института РАО;

Медалями  им. К. Д. Ушинского (1995, 1998 ); Медаль «300 лет российскому флоту» (1996); Премия Президента РФ в области образования (1997) — за создание целостной концепции развивающего образования на базе теории социогенетической психологии и реализацию созданной концепции в практике образования;  Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997);  Премия Президента РФ (1998) - как руководитель авторского научного коллектива за цикл работ «Московская психологическая школа: наука, образование, практика»;  Орден Дружбы (1999);  Почётный профессор Висконсинского университета, Мэдисон, США (1999);  Медали Министерства обороны РФ (2001, 2002 ) - за организацию Психологической службы; Благодарность Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами РФ, Президента РФ В. Путина (2002 ) - за образцовое выполнение воинского долга и самоотверженное служение Отечеству; Знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2003); Заслуженный деятель науки РФ (2004); Премия Правительства РФ в области образования (2007); Орден Русской православной церкви Святого благоверного князя Даниила Московского III степени (2008) - за труды, способствующие возрождению России, укреплению нравственных начал жизни общества, восстановлению духовных ценностей в образовательной и воспитательной деятельности в школе и в педагогической наукерден "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2009).

Профессиональную деятельность, после завершения учёбы в Московском инженерно-физическом институте (МИФИ, 1966-1972),  начал в НИИ Общей и педагогической психологии АПН СССР (1972) в лаборатории Психического развития детей младшего школьного возраста, которой заведовал В.В. Давыдов. В 1978 г. защитил канд. дис. «Психологические особенности введения школьников в область теоретических понятий (на материале физики)». Последующая исследовательская деятельность Р. сместилась в область информационных и коммуникативно-распределённых систем обучения. В 1981 г. он возглавил лабораторию «Средств управления учебной деятельностью». В этот период под его руководством разрабатывались психологические требования и рекомендации к использованию технических средств и систем в обучении, велись исследования в области новых (информационных) технологий обучения и их влияния на развитие детей. Разрабатывалась концепция обучения, основанная на положении о совместно-распределенных формах учебной деятельности, направленная на решение широкого класса задач общей, педагогической и возрастной психологии. Исследовались психологические закономерности и механизмы организации совместной учебной деятельности и генеза познавательных действий у ребенка. Был обоснован вариант генетико-моделирующего метода, который опирался на идеи В.В. Давыдова. Суть генетико-моделирующего метода заключалась в том, что способом исследования психических процессов становилось экспериментальное формирование у детей новых способностей. Поскольку раньше дети этими способностями не обладали, то в процессе исследования важно было не только организовать, но и обеспечить возможность перехода с одного уровня способностей на другой. Этот же метод в более широком плане позволял изучать развивающее образование и его деятельностную основу, выявлять психологические условия организации совместных учебных действий (распределение, обмен, коммуникацию, взаимопонимание, групповую рефлексию), получать данные о развитии этих действий в зависимости от возраста учащихся. Результаты этих исследований были обобщены в монографии «Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения» (М., 1987; перев. на англ. язык, 1991) и защищены в качестве докт. дис.: «Психологические основы организации совместной учебной деятельности» (1988). Дальнейшее направление исследований Р. связано с психолого-педагогическим обеспечением информатизации современного образования. С 1987 г. он возглавил лабораторию «Психологии компьютерного обучения», где под его руководством разрабатывались новые информационные коммуникативно-ориентированные технологии обучения, проводились углубленные исследования игровых, учебных и профессионально-ориентированных видов деятельности, основанных на использовании компьютерных средств. («ЭВМ как средство учебной деятельности» в соавт., 1990; «Логико-психологические основы новых технологий обучения и развития школьников»/ред. и соавтор, 1992). Р.был одним из первых отечественных психологов, исследовавших возможности компьютерных технологий в обучении. Он участвовал в совместном советско-американском проекте «Исследование проблем использования вычислительной техники в коммуникативных сетях ЭВМ в школьном образовании», в международном проекте ЮНЕСКО - «Влияние новых информационных технологий обучения на развитие детей».  В 1992 г. он возглавил лабораторию  «Психологических основ новых образовательных технологий». Значительная часть работ этого периода посвящена научному обоснованию проектов, связанных с развитием образования, как среднего, так и профессионального психолого-педагогического. Под его руководством была разработана научная концепция культурно-исторического типа школы (опирающаяся на методологию Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.В. Давыдова, а также на идеи генетической психологии в интерпретации исследователей Женевской школы), получившая название «социально-генетическая психология развивающего образования». Были сформулированы теоретико-методологические основы оценки образовательной среды средней школы, включающие систему критериев психолого-педагогической экспертизы образовательного пространства. Следует отметить, что основы научной школы, возникшей в стенах Психологического института РАО и получившей мировое признание как «культурно-исторический подход в психологии», стали базой методологических и практических исследований в  МГППУ. В 2002 г. на базе МГППУ была открыта «Международная кафедра культурно-исторической психологии», деятельность которой была направлена на  анализ современных тенденций в новых исследованиях и разработках, а также представление отечественной школы в международном научном сообществе. Авторский коллектив под руководством Р. совместно с коллегами из МГППУ разработал проект государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» для бакалавриата и магистратуры. При этом психолого-педагогическое образование рассматривается, в рамках этого стандарта, как фундаментальная научно-методическая и практическая база для подготовки учителя, который может работать с проблемами детей и детства в целом, используя деятельностные технологии организации совместной работы взрослых и детей, а также детей друг с другом (2010).

 Работа кафедры на протяжении последнего десятилетия получила высокую оценку, и в 2012 г. ЮНЕСКО включило ее в перечень курируемых кафедр с присвоением названия - Международная кафедра ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства». Помимо ректорской работы в МГППУ, Р. продолжает заведовать этой кафедрой, читает курс лекций: «Экспериментальные методы  развития понятий у детей в системе культурно-исторической психологии» для аспирантов и молодых ученых. За всё это время под его руководством были успешно защищены 9 докторских и 32 кандидатских диссертации.

Практически ежегодно Р. организовывает конференции по различным проблемам психологии обучения и развития детей. Активно участвует в организации и работе ежегодной Международной летней школы ISCAR, посвященной теоретическим и методологическим проблемам культурно-исторической психологии (с 2010 г.), которая сочетает в себе интенсивную обучающую программу и пространство для неформального общения и обмена идеями с известными европейскими учеными в области культурно-исторической психологии. В результате кафедра «Культурно-историческая психология детства»  стала центром международных научных исследований - идёт активная работа по международному исследовательскому проекту «Современная информационная среда: глобальные перспективы развития и образования молодежи» («Confronting the challenges of new media: global perspectives on youth development and education»), осуществляемая совместно с учеными Германии, Греции, Великобритании, Индии, Бразилии. В рамках проекта на базе университета прошли рабочие встречи с участием психологов, антропологов, философов и педагогов. В ближайших планах кафедры - открытие научно-исследовательских экспериментальных площадок для проведения международных исследований в области раннего детства, дошкольного и школьного образования, воспитания и обучения детей разных категорий (в том числе по здоровью).

Помимо научно-педагогической работы большое внимание Р. уделяет научным конференциям и издательской деятельности. Под его редакцией в последнее десятилетие вышло в свет 3-х томное издание (в 4-х книгах) «Московская психологическая школа. История и современность». ПИ РАО, МГППУ (2004).  Издана уникальная книга: «Выдающиеся психологи Москвы» (2007).   Впервые изданы и переизданы труды выдающихся отечественных психологов: В.В. Зеньковского (2005), Л.М. Лопатина (2013), Г.И. Челпанова (2013). К 100-летию ПИ РАО издан сборник научных трудов сотрудников: «Век психологии. К 100-летию Психологического института Российской академии образования. 1912-2012». ( СПб, 2012). В 2014 г. состоялась юбилейная конференция:  «Международные Челпановские чтения. 2014», посвящённая 100-летию Торжественного открытия Психологического института им. Л.Г. Щукиной.

Р. является также главным  редактором  журналов: "Психологическая наука и образование", (1996); «Вестник практической психологии образования», (2004);  «Бюллетень Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию», (2011). Он член редколлегии журналов: «Вопросы психологии», «Экспериментальная психология», «Культурно-историческая психология». Член редсовета двух международных журналов: «Европейский журнал психологии в образовании» (European Journal of Psychology of Education) и «Раннее развитие и родительство» (Голландия).

Им опубликовано более 200 научных работ, включая фундаментальные монографии: «Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности» (коллективная монография, Новосибирск, 1995); «Основы социально-генетической психологии» (Москва-Воронеж, 1996); «Коммуникативно-ориентированные образовательные среды. Психология проектирования» (коллективная монография, М., 1996). «Мультимедиа и телекоммуникации в развивающем образовании. Учебно-методические материалы» (М.,1997); «Организационно-психологические основы развивающего образования в регионе: управление, новые педагогические технологии, личностно-ориентированный подход» (коллективная монография, М., 2002); "Образовательная среда школы как фактор психического развития учащихся» (М., 2007); 

«Социально-генетическая психология развивающего образования: деятельностный подход» (М., 2008); «Психолого-педагогическая подготовка учителя для «Новой школы»// «Психологическая наука и образование», 2010. №1. И ряд  др. научных трудов, некоторые из которых переведены на англ., нем. и японский языки.

Л.А. Карпенко