РУССО (Rousseau) Жан-Жак (1712 - 1778) -
французский мыслитель, представитель французского Просвещения, реформатор
педагогики, писатель. Родился в семье часовщика, рано лишился матери. Отданный для
обучения граверному ремеслу, не захотел этим заниматься и в 16 лет ушел из
Женевы, скитался по стране, был бродячим музыкантом, лакеем, домашним учителем,
переписчиком нот. Систематического образования не получил, но самостоятельно
познакомился с философией. Писал работы по музыкальной эстетике, сочинял оперы,
музыкальные комедии и романсы. В 1741 г. Руссо приехал в Париж, где
познакомился с Д. Дидро, затем - с Д'Аламбером, П. Гольбахом, по приглашению Д.
Дидро принял участие в создании "Энциклопедии, или Толкового словаря наук,
искусств и ремесел" (1751-1780), где вел отдел музыки и для которой
написал ряд статей. В 1750 г. вышла его работа, привлекшая к нему общественное
внимание, "Рассуждения о науках и искусствах", где доказывал, что
развитие наук и искусств не способствует улучшению нравов, а ухудшает их. Затем
вышли его "Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между
людьми" (1755) и "Юлия, или Новая Элоиза" (1761), где он
выступил с политическими обличениями социального неравенства. Его книга
"Эмиль, или О воспитании"(1764) за религиозное вольнодумство была
приговорена к сожжению, а сам он из-за преследования властей вынужден был
покинуть Францию и перебраться в Швейцарию, где жил в Женеве, Берне и
Невшателе, но и здесь его преследования по политическим соображениям не
кончились. В это время происходит его разрыв с просветителями и обостряется
полемика с Ф. Вольтером. С 1766 г. по 1767 г. Р. искал прибежища в Англии, куда
его пригласил Д. Юм но, рассорившись с ним, вернулся во Францию. С 1770 г. он -
в Париже. В это время он писал мемуары и вел достаточно уединенный образ жизни,
зарабатывая на хлеб переписыванием нот. После смерти его прах, по решению
Законодательного собрания, в 1791 г. был перенесен в Париж. Мировоззрение Р.
основывалось на агностицизме: он исключал возможность рационального познания
сущностей материи и сознания из-за того, что разум ведет к заблуждению.
Достоверно лишь то, что дано в чувственном познании, и существовать для
человека означает прежде всего чувствовать. В основе всего лежит врожденное
чувство справедливости, конкретные эмоции являются его отзвуком. Над эмоциями
надстраиваются и благоразумие, и разум. Человек имеет смертное тело и
бессмертную душу. Руссо был сторонник деизма - если Бог не понимаем на уровне логики,
он все же возможен, как факт личного чувственного переживания: насущно
необходимо живое участие Бога в жизни человека. Свое религиозное миропонимание
он описал в "Исповедании веры савойского викария", вставленного в
роман "Эмиль, или о воспитании». Р. - один из теоретиков концепции
"общественного договора", в соответствии с которым возникновение
общества трактуется как акт передачи индивидом своих прав политическому
организму. Утвердил новое литературное направление сентиментализма и возродил к
жизни литературную традицию исповедей. Дал развернутую феноменологию
отчуждения: в "Прогулках одинокого мечтателя" (1776) психологически
очень точно описал эмоциональные состояния, присущие одиночеству. Благодаря
всему этому привлек внимание к проблеме психологии переживаний и серьезно
повлиял на экзистенциалистскую философию и психологию. Дал свое понимание роли
искусства. Искусство, под которым Р. понимал прежде всего аристократическое
искусство, ведет к деградации общественных нравов, но если оно станет верным
природе, будет воспроизводить жизнь во всей ее естественности, то сможет
служить возрождению нравственности. Противопоставлял испорченности и моральной
развращенности "культурных" наций "простой и чистый" нрав
народов, находящихся на патриархальных ступенях развития (отсюда его призыв
"Назад, к природе!"). По своим педагогическим взглядам противостоял
официальной педагогике, отвечавшей требованиям феодальной культуры. Исходил из
постулата о том, что все дети появляются на свет без пороков, но общество, где
царит произвол и неравенство, подавляет их лучшие устремления. В силу этого
воспитание детей необходимо проводить вдали от общества, на лоне природы.
Воспитание и общение детей с природой нужно, чтобы пробудить в них дремлющие до
этого моральные чувства, прежде всего доброту. Исходя из сенсуалистической
гносеологии, рекомендовал, чтобы ребенок шел к теоретическим знаниям от
наглядных фактов действительности. Воспитатель же должен возможно полнее
учитывать естественные склонности и способности детей. Труды Р. в рус. пер.:
«Исповедание», ч. 1-2, М., 1797; Собр. соч. «Теории воспитания», СПб., 1866; «О
причинах неравенства», СПб., 1907; Избранные соч., т. 1-3, М., 1961; «Юлия или
новая Новая Элоиза», М.,1968; «Трактаты», М.,1969; Педагогические сочинения, т.1-2,
М., 1981.
И.М.
Кондаков