СЕРЕДА Григорий Кузьмич (1925 -
1995) – украинский психолог, специалист в области педагогической психологии и
психологии памяти. Д-р психологических наук (1985), профессор. Был чл.
Президиума ОП СССР (с 1970), чл. редкол. международного журнала «Психология в
России и восточно-европейских странах» (Калифорния, Сан-Диего; с 1990г.), чл.
редкол. журнала «Современное общество» (с 1993). С. родился в сельской семье,
учился в одной из харьковских школ, которую из-за войны не успел закончить. В 1942 г. был отправлен на
принудительные работы в Германию. После репатриации в конце войны вернулся в
Харьков. Работал художником и одновременно заканчивал обучение в вечерней
школе. В 1948 г.
поступил на филологический фак-т Харьковского
государственного ун-та, по окончании которого в течение 10 лет работал
учителем. Интерес к психологии и, в частности, к психологическим аспектам
обучения привел его в аспирантуру кафедры психологии Харьковского
государственного ун-та, возглавляемую проф. П.И. Зинченко. Под его руководством
выполнил и защитил канд. дис. на тему: «Непроизвольное запоминание и обучение»
(1967). В 1969, после смерти П.И. Зинченко, возглавил кафедру психологии ХГУ.
На протяжении последующих 20 лет разрабатывал интенциональный подход к проблеме
памяти, ее природе и механизмам. Основной смысл этого подхода заключается в
ориентации памяти на будущее, в понимании ее как механизма системной
организации индивидуального опыта, необходимого для осуществления предстоящей
деятельности. С этих позиций проводил исследования в трех направлениях: память
и учение, специфичные эффекты памяти человека, память и личность. В 1985 в
Институте психологии АН СССР защитил докт. дис.: «Память и деятельность
(теоретическое и экспериментальное изучение природы человеческой памяти как
функциональной психологической системы)». Принимал участие в четырехлетней
экспериментальной программе "Психологический класс" (1990), которая
позволила создать практическую модель психологического сопровождения учеников,
родителей и педагогов, отследить возможности различных теоретических и
практических спецкурсов по психологии для учеников 10-11 классов
общеобразовательных школ, выявить возможности работы психолога с классом. Основные положения его концепции, касающиеся психологической
природы памяти, ее роли в обучении, разных видах деятельности, изучения
специфических эффектов памяти (интерференции, реминисценции и т.д.), проблемы
связи памяти с функциональной асимметрией мозга и т.д. изложены во многих
статьях, монографиях, учебных пособиях. Главными из них являются: «Учебник
по инженерной психологии» (автор и ред., 1976); «Общая психология» / под ред.
А.В. Петровского (в соавт., 1970, 1976, 1986);. «Психология и обучение» / под
ред. Б.Ф. Баева (в соавт.).
С.В. Ильина