http://www.voppsy.ru/issues/1996/961/961155/img002.jpgСЕРЕДА Григорий Кузьмич (1925 - 1995) – украинский психолог, специалист в области педагогической психологии и психологии памяти. Д-р психологических наук (1985), профессор. Был чл. Президиума ОП СССР (с 1970), чл. редкол. международного журнала «Психология в России и восточно-европейских странах» (Калифорния, Сан-Диего; с 1990г.), чл. редкол. журнала «Современное общество» (с 1993). С. родился в сельской семье, учился в одной из харьковских школ, которую из-за войны не успел закончить. В 1942 г. был отправлен на принудительные работы в Германию. После репатриации в конце войны вернулся в Харьков. Работал художником и одновременно заканчивал обучение в вечерней школе. В 1948 г. поступил на филологический фак-т Харьковского государственного ун-та, по окончании которого в течение 10 лет работал учителем. Интерес к психологии и, в частности, к психологическим аспектам обучения привел его в аспирантуру кафедры психологии Харьковского государственного ун-та, возглавляемую проф. П.И. Зинченко. Под его руководством выполнил и защитил канд. дис. на тему: «Непроизвольное запоминание и обучение» (1967). В 1969, после смерти П.И. Зинченко, возглавил кафедру психологии ХГУ. На протяжении последующих 20 лет разрабатывал интенциональный подход к проблеме памяти, ее природе и механизмам. Основной смысл этого подхода заключается в ориентации памяти на будущее, в понимании ее как механизма системной организации индивидуального опыта, необходимого для осуществления предстоящей деятельности. С этих позиций проводил исследования в трех направлениях: память и учение, специфичные эффекты памяти человека, память и личность. В 1985 в Институте психологии АН СССР защитил докт. дис.: «Память и деятельность (теоретическое и экспериментальное изучение природы человеческой памяти как функциональной психологической системы)». Принимал участие в четырехлетней экспериментальной программе "Психологический класс" (1990), которая позволила создать практическую модель психологического сопровождения учеников, родителей и педагогов, отследить возможности различных теоретических и практических спецкурсов по психологии для учеников 10-11 классов общеобразовательных школ, выявить возможности работы психолога с классом. Основные положения его концепции, касающиеся психологической природы памяти, ее роли в обучении, разных видах деятельности, изучения специфических эффектов памяти (интерференции, реминисценции и т.д.), проблемы связи памяти с функциональной асимметрией мозга и т.д. изложены во многих статьях, монографиях, учебных пособиях. Главными из них являются: «Учебник по инженерной психологии» (автор и ред., 1976); «Общая психология» / под ред. А.В. Петровского (в соавт., 1970, 1976, 1986);. «Психология и обучение» / под ред. Б.Ф. Баева (в соавт.).

С.В. Ильина