СИМОНОВ Павел Васильевич (1926 -
2002) – российский психофизиолог и нейрофизиолог, автор
потребностно-информационной теории эмоций. Д-р медицинских наук (1961),
профессор (1969). Директор Института высшей нервной деятельности (с 1982). Д. чл.
АН СССР (1987). Академик-секретарь отделения физиологии РАН (с 1988). Гл. ред.
«Журнала высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова» (с 1982). Чл. ряда
зарубежных академий наук. Лауреат Государственной премии СССР (1987, в
коллективе) за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования
состояния мозга человека. Окончил военно-медицинскую академию в Ленинграде
(1951). Работал там же и в военно-клиническом госпитале. С 1960 по 1962 работал
в системе АН СССР. С 1962 – сотрудник Института высшей нервной деятельности, в
дальнейшем. директор этого
института. Основные научные интересы С. связаны с нейрофизиологией и
психофизиологией мотиваций и эмоций. Согласно разработанной им
потребностно-информационной теории эмоций (1964), эмоция – это отражение мозгом
какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения. Эту
вероятность субъект оценивает непроизвольно, сопоставляя – зачастую неосознанно
– представления о средствах, времени, ресурсах, необходимых для достижения
цели, с информацией , поступившей в данный момент
(«Эмоциональный мозг», 1981). Наряду с «информационной системой мозга» человек
располагает «мотивационной», которая устанавливает
динамическую иерархию конкурирующих потребностей («Мотивированный мозг», 1987).
С. создал классификацию потребностей, в которой наряду с тремя базисными
потребностями (витальными, социальными, идеальными) выделил потребность в
вооруженности (знаниями, умениями, навыками) и потребность в преодолении
препятствий на пути к цели (воля). Описал феномен эмоционального резонанса,
который обнаруживается на ранних этапах эволюции живой природы и который у
человека воспитанием может быть развит в способность к сочувствию и
сопереживанию. По С. творческое начало в деятельности мозга представлено
неосознаваемым рекомбинированием опыта, ранее накопленного сознанием и частично
подсознанием. Это реконструирование побуждается и направляется доминирующей
потребностью. Сознание формулирует проблемы для познающего ума, производит
отбор гипотез путем их логической оценки и практики. Теория эмоций С. стала
основой для разработки методов объективного контроля эмоционального стресса,
его влияния на творческую и операторскую деятельность человека. Автор трудов:
«Происхождение духовности»/(в соавт.), М., 1989; «Созидающий мозг», М., 1993 и
др.
Э.А.
Костандов