СИМОНОВ Павел Васильевич (1926 - 2002) – российский психофизиолог и нейрофизиолог, автор потребностно-информационной теории эмоций. Д-р медицинских наук (1961), профессор (1969). Директор Института высшей нервной деятельности (с 1982). Д. чл. АН СССР (1987). Академик-секретарь отделения физиологии РАН (с 1988). Гл. ред. «Журнала высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова» (с 1982). Чл. ряда зарубежных академий наук. Лауреат Государственной премии СССР (1987, в коллективе) за создание и разработку методов диагностики и прогнозирования состояния мозга человека. Окончил военно-медицинскую академию в Ленинграде (1951). Работал там же и в военно-клиническом госпитале. С 1960 по 1962 работал в системе АН СССР. С 1962 – сотрудник Института высшей нервной деятельности, в дальнейшем. директор этого института. Основные научные интересы С. связаны с нейрофизиологией и психофизиологией мотиваций и эмоций. Согласно разработанной им потребностно-информационной теории эмоций (1964), эмоция – это отражение мозгом какой-либо актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения. Эту вероятность субъект оценивает непроизвольно, сопоставляя – зачастую неосознанно – представления о средствах, времени, ресурсах, необходимых для достижения цели, с информацией , поступившей в данный момент («Эмоциональный мозг», 1981). Наряду с «информационной системой мозга» человек располагает «мотивационной», которая устанавливает динамическую иерархию конкурирующих потребностей («Мотивированный мозг», 1987). С. создал классификацию потребностей, в которой наряду с тремя базисными потребностями (витальными, социальными, идеальными) выделил потребность в вооруженности (знаниями, умениями, навыками) и потребность в преодолении препятствий на пути к цели (воля). Описал феномен эмоционального резонанса, который обнаруживается на ранних этапах эволюции живой природы и который у человека воспитанием может быть развит в способность к сочувствию и сопереживанию. По С. творческое начало в деятельности мозга представлено неосознаваемым рекомбинированием опыта, ранее накопленного сознанием и частично подсознанием. Это реконструирование побуждается и направляется доминирующей потребностью. Сознание формулирует проблемы для познающего ума, производит отбор гипотез путем их логической оценки и практики. Теория эмоций С. стала основой для разработки методов объективного контроля эмоционального стресса, его влияния на творческую и операторскую деятельность человека. Автор трудов: «Происхождение духовности»/(в соавт.), М., 1989; «Созидающий мозг», М., 1993 и др.

Э.А. Костандов