Сирс (Sears) Роберт Ричардсон (1908 - 1989) - американский психолог, специалист в области психологии развития и социального научения, истории психологии, психологии личности. Образование получил в Стэндфордском (бакалавр, 1929) и Йельском (д-р, 1932) ун-тах. В 1951 г. был избран президентом Американской психологической ассоциации (APA). Был президентом Западной психологической ассоциации (1963) и Совета научных исследований (1970). Имеет ряд наград, в том числе награду APA «За выдающийся научный вклад» (1975), и аналогичную награду Совета научных исследований (1983). В 30-х гг. начал профессиональную деятельность в рамках левиновской школы, где проводил исследования уровня притязаний («Level of aspiration», совм. с Levin K., Dembo T., Festinger L./ (Ed.) Hant J. «Personality and the Behavior Desorders», N.Y., 1944; в рус. пер.: «Уровень притязаний»/ «Психология личности: Тексты». М., 1982) и влияния неудач на процесс запоминания («Initization of the repression sequence by experienced failure/ J. Exp. Psychol. 1937, 20). Затем работал над проблемой агрессии в исследовательской группе Йельского ун-та, в которой была сформулирована теория "фрустрации - агрессии", где агрессия понимается как следствие столкновения целенаправленного действия с препятствием («Frustration and Agression», совм. с Dollard J., Doob L.W., Mowrer O.H., New Haven, 1939). В 1941 г. С. был назначен директором исследовательской станции в Айове, где он занялся детской психологией. Близкое знакомство с психоанализом (в 1943 г. с его участием было подготовлено издание по экспериментальным данным, полученным в психоанализе: «Survey of Objective Studies of Psychoanalytic Concepts» (et al.). N.Y., 1943) позволило ему переориентироваться на анализ социальных детерминант психики. С 1953 и вплоть до своей отставки С. работал в Стэндфордском ун-те. В 1956 после смерти декана ун-та, Л.М. Термена, С. стал его научным преемником в области долговременных исследований одаренных детей. Исходя из понимания развития ребенка как обусловленного применением различных способов воспитания, он приступил к рассмотрению проблемы формирования самооценки в зависимости от ожиданий и отношений родителей, сначала у пятилетних детей («Patterns of Child Reading», совм. с Maccoby E., Levin H., Evanston, 1957), а затем повторил исследование, когда эти же дети достигли двенадцатилетнего возраста («Relation of early sozialisation experiences to self-concepts and gender role in middle childhood»/ «Child Development», 1970, 41). На основании этих исследований сформулировал вывод о том, что установки родителей, благодаря которым ребенок чувствует себя любимым и уважаемым, порождают аналогичные отношения ребенка к самому себе - ощущение успешности и собственной ценности, которое созревает в течение многих лет и лишь постепенно облекается в вербальную форму. Теория развития личности ребенка, созданная на этой базе, постулирует, что наиболее важную роль в этом развитии играет формирование новых мотивационных структур, имеющих социальную обусловленность и подчиняющих первичные влечения ребенка. При этом у ребенка очень рано появляется чувство зависимости от социального окружения, на основе которого - через подкрепление родителями - приобретаются те или иные формы социального поведения. С. разработал общепсихологическую теорию, основанную на "диадической системе", в которой действие человека понимается как ориентированное на поведение другого человека. Большинство личностных структур формируется в "диадических ситуациях", поэтому, в частности, нельзя трактовать агрессию как черту характера, а лишь как ситуационно зависимую реакцию на другого члена диады. В 1961 г. С. был назначен деканом фак-та гуманитарных наук. В 1971 г. ушел в отставку (засл. профессор социальных наук в области психологии (в отставке) Стэнфордского ун-та) и переключился на изучение психологии старения, избрав в качестве изучаемых тех ранее одаренных детей, которым к этому времени было уже около 60 лет. Занимался также историческими исследованиями, проанализировал с психологической точки зрения биографию Марка Твена. Автор трудов: The Seven Ages of Man” (with S.S. Feidman), 1973; “Mark Twains exhibitionism”/ Biography, 5 (with R. Weissbourd), 1982, а также многочисленных статей в журналах и коллективных монографиях.

Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков