Сирс (Sears) Роберт
Ричардсон (1908
- 1989) - американский психолог, специалист в области психологии развития и
социального научения, истории психологии, психологии личности. Образование получил в Стэндфордском (бакалавр, 1929)
и Йельском (д-р, 1932) ун-тах. В 1951
г. был избран президентом Американской психологической
ассоциации (APA). Был президентом Западной психологической
ассоциации (1963) и Совета научных исследований (1970). Имеет ряд наград, в том
числе награду APA «За выдающийся научный вклад» (1975), и аналогичную
награду Совета научных исследований (1983). В 30-х гг. начал
профессиональную деятельность в рамках левиновской школы, где проводил
исследования уровня притязаний («Level of aspiration», совм. с Levin K., Dembo
T., Festinger L./ (Ed.) Hant J. «Personality and the Behavior Desorders», N.Y., 1944; в рус. пер.: «Уровень притязаний»/
«Психология личности: Тексты». М., 1982) и влияния неудач на процесс запоминания («Initization of the repression sequence by experienced failure/ J. Exp. Psychol. 1937, 20). Затем работал над проблемой
агрессии в исследовательской группе Йельского ун-та, в которой была
сформулирована теория "фрустрации - агрессии", где агрессия
понимается как следствие столкновения целенаправленного действия с препятствием
(«Frustration and Agression», совм. с Dollard J., Doob L.W., Mowrer O.H., New
Haven, 1939). В 1941 г.
С. был назначен директором исследовательской станции в Айове, где он занялся
детской психологией. Близкое знакомство с психоанализом (в 1943 г. с его участием было
подготовлено издание по экспериментальным данным, полученным в психоанализе:
«Survey of Objective Studies of Psychoanalytic Concepts» (et al.). N.Y., 1943) позволило ему переориентироваться на анализ социальных
детерминант психики. С 1953 и вплоть до своей отставки С. работал в
Стэндфордском ун-те. В 1956 после смерти декана ун-та, Л.М. Термена, С. стал
его научным преемником в области долговременных исследований одаренных детей. Исходя из понимания развития ребенка как обусловленного применением
различных способов воспитания, он приступил к рассмотрению проблемы
формирования самооценки в зависимости от ожиданий и отношений родителей,
сначала у пятилетних детей («Patterns of Child Reading», совм. с Maccoby E.,
Levin H., Evanston,
1957), а затем повторил исследование, когда эти же дети достигли
двенадцатилетнего возраста («Relation of early sozialisation experiences to self-concepts and gender role in middle childhood»/ «Child Development»,
1970, 41).
На основании этих исследований сформулировал вывод о том, что установки
родителей, благодаря которым ребенок чувствует себя любимым и уважаемым,
порождают аналогичные отношения ребенка к самому себе - ощущение успешности и
собственной ценности, которое созревает в течение многих лет и лишь постепенно
облекается в вербальную форму. Теория развития личности ребенка, созданная на
этой базе, постулирует, что наиболее важную роль в этом развитии играет
формирование новых мотивационных структур, имеющих социальную обусловленность и
подчиняющих первичные влечения ребенка. При этом у ребенка очень рано
появляется чувство зависимости от социального окружения, на основе которого -
через подкрепление родителями - приобретаются те или иные формы социального
поведения. С. разработал общепсихологическую теорию, основанную на
"диадической системе", в которой действие человека понимается как
ориентированное на поведение другого человека. Большинство личностных структур
формируется в "диадических ситуациях", поэтому, в частности, нельзя
трактовать агрессию как черту характера, а лишь как ситуационно зависимую
реакцию на другого члена диады. В 1961 г. С. был назначен деканом фак-та гуманитарных наук. В 1971 г. ушел в отставку
(засл. профессор социальных наук в области психологии (в отставке)
Стэнфордского ун-та) и переключился на изучение психологии старения, избрав в
качестве изучаемых тех ранее одаренных детей, которым к этому времени было уже
около 60 лет. Занимался также историческими исследованиями, проанализировал с
психологической точки зрения биографию Марка Твена. Автор трудов: “The Seven Ages of Man”
(with S.S. Feidman),
1973; “Mark Twain’s exhibitionism”/ Biography, 5 (with R. Weissbourd), 1982, а также
многочисленных статей в журналах и коллективных монографиях.
Л.А.
Карпенко, И.М. Кондаков