СИШОР (Seashore) Карл Эмиль (1866
– 1949) - американский психолог, один из основоположников тестологии
музыкальных способностей. Родился в Швеции, в юношеском возрасте с семьей эмигрировал
в США. Образование получил в колледже Густава Адольфа (Санкт-Петербург,
Миннесота, 1890) и Йельском университете (д-р, 1895). Был избран президентом
АРА (1947). С. прекрасно учился в колледже, пел в хоре, играл на разных
инструментах. Темой своей выпускной речи по окончании колледжа избрал силу
музыки как средства выражения чувств. Еще во время учебы в Йельском
университете начал работать в психологической лаборатории при университете, где
учился вместе с Д.Т. Лэддом и С.Т. Скрипчером. Овладел разными
экспериментальными методами, психологической статистикой и методами измерения,
освоил также преобладавшую в то время структурную психологию Э.Б. Титченера,
систематический подход которого определил его мышление. В 1897 г. С. был назначен
директором психологической лаборатории в ун-те штата Айова, где продолжил
экспериментальные исследования, в том числе в области психологии музыки. Уделял
много внимания изучению чувствительности слуха к элементарным свойствам
музыкального тона, исследовал свойства вибрато и особенности его восприятия,
спроектировал специальное оборудование для опытов, в частности, тоноскоп
(1914), при помощи которого можно было получить графическое изображение
вибрато. Его также интересовало восприятие диссонанса и консонанса, ритмические
ощущения и др. Но основное направление исследований было связано с поисками
структуры музыкального таланта и методиками его оценки. Он разработал первый
стандартный тест - «Шкалу музыкального таланта» и теорию музыкальных
способностей, которую назвал «теорией особенностей». В 1919 г. опубликовал свой
первый набор из шести тестов (“Seashore measures of musical talent”)
в форме грампластинок и книгу “The psychology of musical talent”, где изложил концепцию
музыкальности как совокупности относительно независимых отдельных способностей.
Работа над тестами продолжалась до 1938 г. Итоги подвела вторая фундаментальная
книга С. – “The psychology of music” (1938), также получившая широкую известность. С.
полагал, что музыкальные способности являются врожденными и не подвержены
влиянию обстоятельств. Каждый в определенной степени обладает музыкальными
талантами, и эти врожденные способности проявляются как степени различений: чем
глубже различения, тем больше талант. По его мнению, музыкальное обучение
(тренировка) развивает лишь врожденный потенциал ребенка. Природа же
музыкального таланта (способностей) определяется некоторым числом отдельных
способностей, которые иерархически взаимосвязаны и выражаются в умении
различать звуки по высоте, громкости и длительности. Тесты музыкальных
способностей С., в сущности, измеряли общие звукоразличительные способности
человека. Проявляясь в сравнительно раннем возрасте, музыкальные способности,
полагал С., не изменяются с развитием интеллекта, с обучением или накоплением
слухового опыта. Обнаружение этих способностей ограничено лишь возможностью
ребенка понимать тестовую задачу. С. не считал, что перечисленные простые
музыкально-сенсорные функции и есть музыкальные способности, но полагал, что
они составляют фундаментальное основание разнообразных музыкальных
способностей. Например, чувствительность слуха к высоте и тембру обусловливает
восприятие мелодии и гармонии, всех возможных вариаций музыкальной высоты.
Наличие сенсорных способностей необходимо, но также очень важно музыкальное
воображение, которое может быть развито в процессе обучения. С. также
подчеркивал значение хорошей музыкальной памяти и "музыкального
чувства". Последнее включает в себя не только эстетический опыт, но
"творческое чувство", каким оно существует у композитора. Тем не
менее, сложные факторы музыкальных способностей (включая и
двигательно-исполнительские), полагал С., в своем выражении и развитии
ограничены все теми же врожденными сенсорными способностями. На этой основе С.
и была разработана теория и практика музыкального тестирования. Выводы С.
вызвали критическую оценку многих исследователей и даже его учеников. Один из
них, Макс Шен (Shoen), - скрипач и преподаватель музыки - проводил исследования
воздействия музыки и разработал собственные тесты музыкальных способностей, в
дополнение к тестам С. М. Шен проводил различия между музыкальностью (основой
музыкального восприятия) и музыкальным талантом (способностью исполнять
произведения). Человек может быть очень музыкальным, обладая высокой чувствительностью
слуха, способностью переживания музыки и тонкостью ее понимания, не обладая при
этом способностями исполнителя. Возможно и обратное: отсутствие ярко выраженной
музыкальности при превосходных технических способностях. Музыкальный талант как
целое, т. о., состоит из индивидуальных, специфических способностей, каждая из
которых вносит свой вклад в формирование музыканта. М. Марселл [Mursell]
критиковал С. за то, что его поздние тесты измеряли реакции уха, в то время как
музыкальность - совокупность интеллектуальных процессов. Критически было
воспринято утверждение С. о врожденности музыкальных способностей. Сын С. -
Роберт (который изобрел ритмометр, воспроизводивший различные ритмы и
предназначенный для тренировки способности различать ритмические образцы и
координировать восприятие и исполнения) показал, что способность различать
высоту тона - воспитуема. Тем не менее, заложенный С. подход к тестированию
музыкальных способностей не претерпел существенных изменений в дальнейшем
развитии музыкальной тестологии. С. также интересовало
музыкальное звучание, поэтому он исследовал возможности голоса, рояля и
скрипки. В своей последней книге “In search of beauty in music” (1949) он подчеркивал способность музыки вызывать
в слушателе разнообразные чувства и эмоции, что является непременным условием
для ощущения ее красоты. С. также интересовался психологией зрительного
восприятия. Совместно с Н.К. Мейером он разработал тест художественной оценки
произведений искусства. Предлагалось сравнивать две картины – оригинал и копию,
в которой содержались изменения, делающие ее с эстетической точки зрения менее
привлекательной. Субъекты с хорошим художественным вкусом выбирали оригиналы,
созданные художником.
Л.А.Карпенко,
М.С.Старчеус