СКИННЕР (Skinner) Беррес Фредерик (1904 –
1990) - американский психолог, создатель концепции "оперантного
бихевиоризма", основоположник теории программированного обучения. Имел более
25 почетных докторских степеней (Чикагского ун-та, 1967; Экстерского – 1969;
Индианского – 1970; Джона Хопкинса-1979; Гарвардского – 1985 и др.). Внесен в
список «Отличившихся за вклад в психологию» (АРА, 1990). Образование получил в
Нью-Йорке в Колледже Гамильтона, где он специализировался по английской
литературе (бакалавр, 1926) и Гарвардском ун-те (магистр, 1930; д-р, 1931). Еще
учась в колледже, С. писал стихи и прозу, ему прочили писательскую карьеру,
однако писательство не принесло удовлетворения, к которому он стремился, и он
обратился к науке - «искусству ХХ века». Познакомившись, благодаря Б. Расселу,
с бихевиористским учением, был поражен сравнением рефлекса с понятием силы в
физике, а также значением бихевиоризма для гносеологии. В конце 1927 г. С. поступил в
аспирантуру Гарвардского ун-та, чтобы заняться психологией. Учился на курсе У.
Хантера, который занимался изучением интеллекта животных с помощью
экспериментов по решению задач. На физиологических курсах изучал рефлексы и
тропизмы скорее как формы поведения, чем как лежащие в их основании процессы.
Исследуя в лаборатории поведение крыс, руководствовался правилом И.П. Павлова:
«управляйте окружающей средой, и вы увидите закономерности поведения». Для
выявления закономерностей поведения целостного организма, С. сконструировал ряд
приспособлений, записывающих поведение и позы крыс при поглощении пищи («ящик
Скиннера»). Наблюдения показали, что закономерности скорее проявляются в
частоте повторов, нежели в индивидуальных отношениях «стимул-реакция». С.
обнаружил, что звук подаваемой пищи действует как мощное подкрепление условного
рефлекса. Крысы сначала обучались бежать к кормушке на звук, а потом нажимать
на рычаг, который открывал кормушку (иногда с первой попытки). Мгновенное
обучение походило на озарение, но С. не поддался искушению объяснить это
«целенаправленным поведением крыс». Он вывел закономерность и связал ее с
открытием: периодическое подкрепление стабилизирует нажатие рычага. Созданная
им методика исследования поведения крыс (наполовину взятая из его докторской
работы, а наполовину основанная на истории изучения рефлексов) стала прологом к
его науке о поведении. Методологически С. опирался на работы Перси Бриджмена (“The logic of modern physics”), операционализм которого научил его
сосредоточиваться на экспериментальных фактах, а не на соответствующих теориях,
и Эрнста Маха (“Science of mechanics”).
В результате С. пришел к выводу, что суть рефлексологии заключается не в
изучении рефлекторной дуги, а в использовании регулярности, существующей между
стимулом и реакцией. В учении Э. Маха С. привлекали идеи, касающиеся движущих
сил развития науки. Мах выводил постепенное развитие физики из развития
обычного взаимодействия человека с окружающей средой. Понятие силы присутствует
в каждодневной деятельности, а физика изучает ее, выделяя и регулируя.
Аналогично этому подходу С. заключил, что изучение рефлекса должно представлять
из себя исследование процесса, присутствующего в ежедневном поведении. Ранее
это всегда был процесс, который изучал рефлекс изолированно от других видов
деятельности организма. С. же искал (и в 1930-х годах обнаружил) этот иной вид
рефлекса – контролируемую закономерность, включающую в себя весь организм.
Сначала он вел исследования независимо, мало обращая внимания на теории
научения. Но после защиты докт. дис. вступил в длительные дискуссии, отвечая на
критику Э.Ч. Толмена и К.Л. Халла и др.теоретиков. С 1936 г. С. начинает работать
преподавателем в университете штата Миннесота (1937-39 - ст. преподаватель;
1939-45 – доцент). С 1945 по 1948 - профессор психологии Индианского ун-та. С
1948 по 1957 - профессор Гарвардского ун-та. Дискуссии с теоретиками привели к
тому, что С. начал увязывать собственные идеи с их представлениями. При этом он
тоже критиковал необихевиоризм за введение "промежуточных переменных"
между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между
стимулами, реакциями и подкреплением. В 1938 г С. публикует книгу «The behavior
of organisms», в которой описывает поведение системы «организм – окружающая
среда», показывая логику отличия «поведения системы» от причинных связей между
логически независимыми событиями (стимулом и реакцией). Логика поведение этой
системы, по С., определяется регулярностью, основанной на частоте реакций, а не
природой этих реакций. Более того, выяснилось, что управляет реакцией не
столько раздражитель (причина), сколько последующая реакция, т.е. подкрепление.
Для объяснения этого факта усовершенствовал и расширил традиционный язык
бихевиоризма, разработав четкие дефиниции своей науки о поведении. В качестве
ключевого ввел понятие "оперантного
обусловливания", обозначающего, что в его рамках образование условного
рефлекса происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции,
а не стимула, как в "классическом" обусловливании И.П. Павлова. С. выделил
несколько видов оперантного поведения: инструментальное обусловливание,
обучение с помощью проб и ошибок, вербальное обусловливание, формирование
понятий. Обусловленность реакции «случайным подкреплением» так же вызвала
критику и споры, в связи с чем С. обратился к более глубокому исследованию и
анализу речевого развития и использования слов. С одной стороны это привело к
введению разграничений для объяснения культурных и языковых эффектов между
законосообразным и случайным поведением, а с другой привело к написанию книг: “An operational analysis of psychological terms”(1945) и «Verbal behavior»
(1957), а также публикации в соавторстве с К.Б. Фестером энциклопедического
издания “Schedules of reinforcement” (1957). Последующие годы были поворотными в жизни С. Он выступил
инициатором программированного
обучения, изобретая обучающие машины и сочиняя программы (“Teaching machines”
// (Eds.) Lumsdaine A.A., Glaser R.; “Teaching machines
and programmed learning”. NEA, 1960). Способствовал развитию бихевиористской (поведенческой)
психотерапии, основанной на научении методом проб и ошибок, опираясь на
убеждение в том, что главным открытием З. Фрейда являлись не комплексы вины и
агрессии, а сохранение моделей поведения, усвоенных в детстве. К периоду
1960-70-х годов относится отход экспериментальной психологии от идеи
«стимул-реакция» (например, теории К. Халла) и все большее ее углубление в
когнитивную психологию и теоретический язык, основанный на компьютерном
моделировании. Яростные нападки Ноама Хомского на «Вербальное поведение» С. еще
более активизировали этот процесс, поскольку это была скорее атака на теорию
«стимул-реакция», чем на функциональный анализ С. Его взгляды в это время
получали все большее распространение, в частности, благодаря организации “Journal for the experimental analysis of behavior and behaviorism”. Радикальный бихевиоризм
С. не совпадал с главным руслом экспериментальной психологии, но определился
как отчетливая дисциплина. Как Ч.Р. Дарвин и З. Фрейд, С. снискал себе как ярых
сторонников, так и противников. Психология становилась все более зависимой от
проверки гипотез, как с помощью статистики, так и вследствие теоретического
развития (сначала это были «стимул-реакция», позднее когнитивные и
физиологические теории). С самого начала С. был их непримиримым противником,
что вполне согласовывалось с философией науки, которую он разработал в 1930-х
гг. и которой придерживался всю жизнь. В отличии от большинства других
психологов, он применял свои принципы к собственной жизни. Например, он преуспел
в самоорганизации, пользуясь принципами «решения задач» до самой старости.
Следует так же отметить, что многие идеи С. понимались превратно, и
многочисленная критика основывалась не на первоисточниках, а на искаженной
информации из вторых рук. Особенно уязвимым было понятие «контроля стимула», с
которым еще предстоит в полной мере разобраться. Кроме упомянутых в тексте, С.
автор следующих трудов: “Walden two”, Macmillan,
1948, N.Y., 1963; “Science and human behavior”.
N.Y., 1953; “Cumulative record”, 1959; “The technology
of teaching”, 1968; “The contingencies of reinforcement”, 1969; “Beyond freedom
and dignity”, 1971; “About behaviorism”, 1974; “Particulars of my life”, 1976;
“Reflections on behaviorism and Society”, 1978; “The Shaping of a behaviorist”,
N.Y., 1979.
Л.А
Карпенко.