Скрипченко Александp
Васильевич (1921) -украинский психолог, специалист в области возрастной и
педагогической психологии. Доктор психологических наук, профессор. После
окончания Киевского педагогического института им. А.М. Горького (1950) работал
научным сотрудником, заведующим отделом и заместителем директора НИИ психологии
УССР. С 1973 г.
- профессор, а затем - заведующий кафедрой психологии Киевского педагогического
института им. А.М. Горького. Научные интересы связаны с разработкой проблем
соотношения конкретного и абстрактного в содержании обучения младших
школьников, факторами ускорения формирования обобщений и использования их
учащимися в последующей учебной деятельности. Изучал возможности введения
элементов алгебры в курс начальной математики («Формирование обобщенных
способов решения арифметических задач у младших школьников»//Вопросы
психологии, 1963). Исследовал динамику умственного развития школьников 1-4-х
классов в зависимости от содержания методов обучения с использованием лонгитюдного
метода. На протяжении четырех лет велось комплексное исследование
сенсомоторики, памяти, мышления, речи и воображения. («Изменение динамики
умственного развития в зависимости от содержания и методов обучения «/ Обучение
и умственное развитие. 1965; «Умственное развитие младших школьников», 1971;
«Психическое развитие учащихся», 1974). В 1970-1980 г.г. руководил
исследованиями коллектива кафедры психологии КГПИ им. А.М. Горького,
посвященным проблемам обучения, воспитания и развития учащихся, которые начали
систематическое обучение с шестилетнего возраста (во всем Нежинском районе
Черниговской области УССР) («Особенности психического развития детей
подготовительных и 1-3 классов». 1984). Другое направление исследований связано
с профессиональным отбором абитуриентов в авиационные училища («Психологический
отбор летчиков»в /в соавт., 1966). В 1982-1986 г.г. участвовал в
проекте ЮНЕСКО, посвященном исследованию взаимоотношений мужчин и женщин в
УССР. С конца 1970-х гг. работает над психолого-педагогическими проблемами
подготовки учителей в условиях вуза, исследует особенности учебной и
научно-исследовательской деятельности студентов педвузов.
Т.H. Лисянская