Скрипченко Александp Васильевич (1921) -украинский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии. Доктор психологических наук, профессор. После окончания Киевского педагогического института им. А.М. Горького (1950) работал научным сотрудником, заведующим отделом и заместителем директора НИИ психологии УССР. С 1973 г. - профессор, а затем - заведующий кафедрой психологии Киевского педагогического института им. А.М. Горького. Научные интересы связаны с разработкой проблем соотношения конкретного и абстрактного в содержании обучения младших школьников, факторами ускорения формирования обобщений и использования их учащимися в последующей учебной деятельности. Изучал возможности введения элементов алгебры в курс начальной математики («Формирование обобщенных способов решения арифметических задач у младших школьников»//Вопросы психологии, 1963). Исследовал динамику умственного развития школьников 1-4-х классов в зависимости от содержания методов обучения с использованием лонгитюдного метода. На протяжении четырех лет велось комплексное исследование сенсомоторики, памяти, мышления, речи и воображения. («Изменение динамики умственного развития в зависимости от содержания и методов обучения «/ Обучение и умственное развитие. 1965; «Умственное развитие младших школьников», 1971; «Психическое развитие учащихся», 1974). В 1970-1980 г.г. руководил исследованиями коллектива кафедры психологии КГПИ им. А.М. Горького, посвященным проблемам обучения, воспитания и развития учащихся, которые начали систематическое обучение с шестилетнего возраста (во всем Нежинском районе Черниговской области УССР) («Особенности психического развития детей подготовительных и 1-3 классов». 1984). Другое направление исследований связано с профессиональным отбором абитуриентов в авиационные училища («Психологический отбор летчиков»в /в соавт., 1966). В 1982-1986 г.г. участвовал в проекте ЮНЕСКО, посвященном исследованию взаимоотношений мужчин и женщин в УССР. С конца 1970-х гг. работает над психолого-педагогическими проблемами подготовки учителей в условиях вуза, исследует особенности учебной и научно-исследовательской деятельности студентов педвузов.

Т.H. Лисянская