СЛОБОДЧИКОВ Виктор Иванович (р. 1944) - российский психолог,
специалист в области общей, возрастной и педагогической психологии, психологии
образования, философско-религиозных проблем психологии человека. Ученик Д.Б.
Эльконина и В.В. Давыдова. Д-р психологических наук (1994), профессор (1995),
чл.-кор. РАО (1996). С 1992 по 2003г - директор Ин-та педагогических инноваций РАО и зав. лаборатории
антропологических основ психологии развития и образования человека. С 2003 г. – директор Ин-та дошкольного и школьного образования. Чл. Совета по
присуждению премий Президента и Правительства РФ в области образования (1997). Награжден медалью К.Д. Ушинского (1995). Образование получил
в ЛГУ, заочно окончив фак-т психологии (1972).
Профессиональную научную деятельность начал в ИОиПП АПН СССР (1968-1990), где
под руководством Н.И. Непомнящей и Д.Б. Эльконина провел цикл исследований,
изучая предметное содержания сознания и способов его организации у дошкольников
и младших школьников. Результаты были обобщены в канд. дис.: “Психологические
особенности знаний ребенка о предметном мире в младшем школьном возрасте”
(1977). Со второй половины 1980-х гг. совместно с В.В. Давыдовым приступил к
разработке психологических основ отечественного образования. Был
одним из организаторов ВНИК “Школа” и соразработчиком “Концепции
развития общего среднего образования” (1988). Последующие научные исследования
С. были связаны с анализом проблем
сознания, рефлексии, развития субъективной реальности, внутреннего мира
человека, периодизации и диагностики психического развития, организации
психологических служб, проектирования систем развивающего общего, высшего и
последипломного образования. Результаты были обобщены в докт. дис.:
“Становление и развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические
основы проектирования образования)”(1994). С середины 1990-х гг. под
руководством С. разрабатывается новое научное направление - основы
психологической антропологии, подготовлены и изданы базовые учебные пособия по
психологическому образованию в гуманитарных вузах (“Психология человека”/в
соавт., 1995; “Психология развития человека»/в соавт., 2000; “Психология
образования человека”, 2003). С. является также организатором
практико-ориентированных, комплексных исследований в гуманитарной сфере. В настоящее
время он федеральный эксперт и куратор Мегапроекта “Развитие образования в
России”, программы модернизации российского образования. Автор монографий: «Методы изучения синтезирующей функции сознания», М., 1975;
«Вопросы теории и диагностики психического развития», М., 1982;
«Психологические проблемы становления внутреннего мира человека», М., 1986;
«Категория возраста в психологии и педагогике развития», М., 1991;
«Интегральная периодизация общего психического развития», М., 1996, в соавт.;
«Антропологический принцип в психологии развития», М., 1998, в соавт.;
«Деятельность как антропологическая категория», М., 2001; «Очерки
психологии образования», Биробиджан, 2002. Многие научные работы С. изданы в
Болгарии, Германии, США, в ряде испаноязычных стран
В.Г.
Щур