http://ok-t.ru/studopedia/baza4/502750839810.files/image018.jpgСЛОБОДЧИКОВ Виктор Иванович (р. 1944) - российский психолог, специалист в области общей, возрастной и педагогической психологии, психологии образования, философско-религиозных проблем психологии человека. Ученик Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Д-р психологических наук (1994), профессор (1995), чл.-кор. РАО (1996). С 1992 по 2003г - директор Ин-та педагогических инноваций РАО и зав. лаборатории антропологических основ психологии развития и образования человека. С 2003 г. – директор Ин-та дошкольного и школьного образования. Чл. Совета по присуждению премий Президента и Правительства РФ в области образования (1997). Награжден медалью К.Д. Ушинского (1995). Образование получил в ЛГУ, заочно окончив фак-т психологии (1972). Профессиональную научную деятельность начал в ИОиПП АПН СССР (1968-1990), где под руководством Н.И. Непомнящей и Д.Б. Эльконина провел цикл исследований, изучая предметное содержания сознания и способов его организации у дошкольников и младших школьников. Результаты были обобщены в канд. дис.: “Психологические особенности знаний ребенка о предметном мире в младшем школьном возрасте” (1977). Со второй половины 1980-х гг. совместно с В.В. Давыдовым приступил к разработке психологических основ отечественного образования. Был одним из организаторов ВНИК “Школа” и соразработчиком “Концепции развития общего среднего образования” (1988). Последующие научные исследования С. были связаны с анализом проблем сознания, рефлексии, развития субъективной реальности, внутреннего мира человека, периодизации и диагностики психического развития, организации психологических служб, проектирования систем развивающего общего, высшего и последипломного образования. Результаты были обобщены в докт. дис.: “Становление и развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования)”(1994). С середины 1990-х гг. под руководством С. разрабатывается новое научное направление - основы психологической антропологии, подготовлены и изданы базовые учебные пособия по психологическому образованию в гуманитарных вузах (“Психология человека”/в соавт., 1995; “Психология развития человека»/в соавт., 2000; “Психология образования человека”, 2003). С. является также организатором практико-ориентированных, комплексных исследований в гуманитарной сфере. В настоящее время он федеральный эксперт и куратор Мегапроекта “Развитие образования в России”, программы модернизации российского образования. Автор монографий: «Методы изучения синтезирующей функции сознания», М., 1975; «Вопросы теории и диагностики психического развития», М., 1982; «Психологические проблемы становления внутреннего мира человека», М., 1986; «Категория возраста в психологии и педагогике развития», М., 1991; «Интегральная периодизация общего психического развития», М., 1996, в соавт.; «Антропологический принцип в психологии развития», М., 1998, в соавт.; «Деятельность как антропологическая категория», М., 2001; «Очерки психологии образования», Биробиджан, 2002. Многие научные работы С. изданы в Болгарии, Германии, США, в ряде испаноязычных стран

В.Г. Щур