http://www.voppsy.ru/issues/1994/945/945122.files/image002.jpgСмирнов Анатолий Александрович (1894 – 1980) - российский психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, теории и истории психологии. Д-р психологических наук (1951), профессор (1949). Чл.-кор. (1944) и д. чл. АПН РСФСР (1947), с 1968 – д. чл. АПН СССР. Был чл. Президиума АПН РСФСР (1950-1964), и.о. вице-президента АПH РСФСР (1958-1959). Президент ОП СССР (1957-1963). В 1955-1958 и 1965-1980 г.г.- гл. ред. журнала "Вопросы психологии". Засл. деятель науки РСФСР (1958). Окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та. С 1920 по 1923 работал в Психологическом институте (ныне ПИ РАО), одновременно (1921-1924) преподавал психологию в Академии социального воспитания. В течение последующих нескольких лет работал в различных московских вузах, в т. ч. в 1927-1930 – в маскировочном отделе Инженерно-технического полигона РККА, гле занимался исследованиями психологии восприятия. С 1930 по 1980 снова работал в НИИ ОиПП; в 1950 защитил там докт. дис. «Психология запоминания»; с 1945 по 1973. являлся его директором. Научная работа С. развивалась в трех основных направлениях: экспериментальное исследование проблем памяти; возрастная и педагогическая психология; история психологии. В историко-теоретических работах С. содержится обоснование отражательной природы психики, показана роль идеи активного отражения для понимания ее функционирования. Анализируя ход развития психологической мысли в России, начиная с 18 века, С. показал сложность становления психологии как научной дисциплины, обобщил и систематизировал основные достижения психологии в СССР по разным отраслям и направлениям («Развитие и современное состояние психологической науки в СССР», 1975). В экспериментальных исследованиях памяти центральное место занимала проблема психологии запоминания; были изучены особенности и условия наиболее успешного осуществления произвольного и непроизвольного запоминания, роль повторения при заучивании. Под руководством С. исследовалось также соотношение образной и словесно-логической памяти, ее возрастные и индивидуальные особенности, типологические различия в уровне развития мнемических процессов, возможности формирования логической памяти на ранних ступенях возрастного онтогенеза. Опираясь на экспериментальные данные, С. развивал концепцию памяти в русле принципа единства психики и деятельности. Практическое значение исследований С. связано с организацией учебной деятельности и выявлением резервов интеллектуального развития ребенка («Проблемы психологии памяти». 1966; «Развитие памяти»/Психологическая наука в СССР, т.1, 1959 / под pед. С.; «Возрастные и индивидуальные различия памяти», М., 1967; «Развитие логической памяти у детей», М., 1967). В области возрастной психологии был проведен анализ закономерностей детского развития (умственного, нравственного, эстетического) с точки зрения принципа развития и целостности изучения, дана обобщенная характеристика детей разных возрастных периодов (от раннего детства до ранней юности) («Психология ребенка и подростка», 4-е изд. 1930). В работах по педагогической психологии рассмотрены основные теоретические вопросы психологии обучения и психологии воспитания: единство воспитания, обучения и развития; ведущая роль воспитания в развитии; тесная координация задач обучения и воспитания; трактовка проблемы психологии воспитания как центральной проблемы личности. На этой основе наметил пути исследования ряда конкретных проблем (усвоение понятий, закрепление знаний и др.). Особое место в исследованиях С. занимали вопросы психологии трудового обучения, в частности, психологической подготовки к труду («Психология профессий», М., 1927; «Вопросы психологии обучения труду в школе»/под pед. С., 1968.). Под ред. и при авторском участии С. вышел ряд учебных пособий по психологии. Он - инициатор создания серии "Основы психологии" и автор одного из ее томов (1975). Основные научные работы С. изданы в «Избранных психологических трудах», т. 1-2, М., 1987.

А.А. Никольская