Смирнов Анатолий Александрович
(1894 – 1980) - российский психолог, специалист в области возрастной и
педагогической психологии, теории и истории психологии. Д-р психологических
наук (1951), профессор (1949). Чл.-кор. (1944) и д. чл. АПН РСФСР (1947), с
1968 – д. чл. АПН СССР. Был чл. Президиума АПН РСФСР (1950-1964), и.о.
вице-президента АПH РСФСР (1958-1959). Президент ОП СССР (1957-1963). В
1955-1958 и 1965-1980 г.г.-
гл. ред. журнала "Вопросы психологии". Засл. деятель науки РСФСР
(1958). Окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та. С 1920 по 1923
работал в Психологическом институте (ныне ПИ РАО), одновременно (1921-1924)
преподавал психологию в Академии социального воспитания. В течение последующих
нескольких лет работал в различных московских вузах, в т. ч. в 1927-1930 – в
маскировочном отделе Инженерно-технического полигона РККА, гле занимался
исследованиями психологии восприятия. С 1930 по 1980 снова работал в НИИ ОиПП;
в 1950 защитил там докт. дис. «Психология запоминания»; с 1945 по 1973. являлся
его директором. Научная работа С. развивалась в трех основных направлениях:
экспериментальное исследование проблем памяти; возрастная и педагогическая
психология; история психологии. В историко-теоретических работах С. содержится
обоснование отражательной природы психики, показана роль идеи активного
отражения для понимания ее функционирования. Анализируя ход развития
психологической мысли в России, начиная с 18 века, С. показал сложность
становления психологии как научной дисциплины, обобщил и систематизировал
основные достижения психологии в СССР по разным отраслям и направлениям
(«Развитие и современное состояние психологической науки в СССР», 1975). В
экспериментальных исследованиях памяти центральное место занимала проблема
психологии запоминания; были изучены особенности и условия наиболее успешного
осуществления произвольного и непроизвольного запоминания, роль повторения при
заучивании. Под руководством С. исследовалось также соотношение образной и
словесно-логической памяти, ее возрастные и индивидуальные особенности,
типологические различия в уровне развития мнемических процессов, возможности
формирования логической памяти на ранних ступенях возрастного онтогенеза.
Опираясь на экспериментальные данные, С. развивал концепцию памяти в русле
принципа единства психики и деятельности. Практическое значение исследований С.
связано с организацией учебной деятельности и выявлением резервов
интеллектуального развития ребенка («Проблемы психологии памяти». 1966;
«Развитие памяти»/Психологическая наука в СССР, т.1, 1959 / под pед. С.;
«Возрастные и индивидуальные различия памяти», М., 1967; «Развитие логической
памяти у детей», М., 1967). В области возрастной психологии был проведен анализ
закономерностей детского развития (умственного, нравственного, эстетического) с
точки зрения принципа развития и целостности изучения, дана обобщенная
характеристика детей разных возрастных периодов (от раннего детства до ранней
юности) («Психология ребенка и подростка», 4-е изд. 1930). В работах по
педагогической психологии рассмотрены основные теоретические вопросы психологии
обучения и психологии воспитания: единство воспитания, обучения и развития;
ведущая роль воспитания в развитии; тесная координация задач обучения и
воспитания; трактовка проблемы психологии воспитания как центральной проблемы
личности. На этой основе наметил пути исследования ряда конкретных проблем
(усвоение понятий, закрепление знаний и др.). Особое место в исследованиях С.
занимали вопросы психологии трудового обучения, в частности, психологической
подготовки к труду («Психология профессий», М., 1927; «Вопросы психологии
обучения труду в школе»/под pед. С., 1968.). Под ред. и при авторском участии
С. вышел ряд учебных пособий по психологии. Он - инициатор создания серии
"Основы психологии" и автор одного из ее томов (1975). Основные
научные работы С. изданы в «Избранных психологических трудах», т. 1-2, М., 1987.
А.А. Никольская