СОХИН Феликс Алексеевич (1928 – 1989) – российский психолог и лингвист, специалист в области теории усвоения языка в дошкольном детстве, создатель концепции лингвистического развития ребенка. Ученик С.Л. Рубинштейна. Зав. лабораторией развития детской речи (1972-1989). Ред. (1956-1957) и зам. гл. ред. (1962-1970) журнала «Вопросы психологии»; чл. редкол. журнала «Дошкольное воспитание» (1980-1989). Награжден орденом «Знак почета» (1981), знаком «Отличник просвещения СССР» (1986). Образование получил в МГУ им. М.В. Ломоносова, окончив отделение психологии философского факультета (1946-1951) и аспирантуру по кафедре психологии (1951-1954). В 1955 г. защитил канд. дис. по психологии: «Начальные этапы овладения ребенком грамматическим строем языка», выполненную под руководством С.Л. Рубинштейна. Профессиональную деятельность начал в качестве преподавателя психологии в МГПИ иностранных языков (1951-1957). Затем работал научным сотрудником сектора психологии Института философии АН СССР (1957-1961). С 1961 г. вся его дальнейшая творческая жизнь была связана с Институтом дошкольного воспитания АПН РСФСР (с1968 – АПН СССР), созданного А.В. Запорожцем. Он занимал должности ученого секретаря ин-та (1961-1968); зав. лабораторией Подготовки детей к школе (1968-1972), а затем зав. лабораторией Развития детской речи (до 1989). В 1989 г. С. подготовил докт. дис.: «Психолого-педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста», которую, к сожалению, не успел защитить. В качестве одноименной монографии эта работа опубликована в 2002 г. В лаборатории под руководством С. проводились исследования, которые теоретически и экспериментально сочетали педагогический, психологический и лингвистический аспекты при решении трех взаимосвязанных проблем: обучение родному языку; обучение русскому языку в национальном детском саду; сравнительное изучение речевого развития нормально слышащих, слабослышащих и глухих дошкольников. В противовес до сих пор еще не преодоленному имитационно-интуитивистскому подходу к овладению языком (согласно которому язык усваивается прежде всего по подражанию, интуитивно) показано, что в развитии речи ведущими факторами являются формирование языковых обобщений (проявляющихся, например, в словотворчестве), а также развитие элементарного осознания семантических и структурных аспектов языковых явлений, что создает условия для самостоятельных наблюдений детей над языком и речью (включая речь художественную), для саморазвития речи. При этом, в частности, повышается уровень самоконтроля при построении монологического высказывания как основы будущей письменной речи. Под руководством С. были выполнены и защищены 15 кандидатских диссертаций по вопросам психологии и педагогики развития речи дошкольников, направленные на разработку теории усвоения языка в дошкольном детстве (становление фонетической структуры и семантики слова; формирование синтаксиса речи, словообразования и словотворчества, связной речи, творческого рассказывания, осознания языковых явлений; обучение русскому языку в национальном детском саду и др.). В исследованиях психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников С. выделил три основных направления: структурное (формирование разных структурных уровней системы языка - фонетического, лексического, грамматического); функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения); когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников. Основные теоретические положения, разработанные С., нашли отражение в научных и научно-методических публикациях, по его ред. вышли книги: “Развитие речи детей дошкольного возраста”, 1978, 1980, 1984; «Умственное воспитание детей дошкольного возраста», 1984; «Методика обучения русскому языку в национальном детском саду», 1985. С. вошел в психологию детской речи как создатель концепции, в которой центральной является идея о необходимости не только речевого, но и лингвистического развития ребенка. Эти теоретические положения стали основополагающими для целого ряда последовавших диссертационных работ.

О.С. Ушакова