СОХИН Феликс Алексеевич (1928 – 1989) – российский
психолог и лингвист, специалист в области теории усвоения языка в дошкольном
детстве, создатель концепции
лингвистического развития ребенка. Ученик С.Л. Рубинштейна. Зав. лабораторией развития детской речи
(1972-1989). Ред. (1956-1957) и зам. гл. ред. (1962-1970) журнала «Вопросы
психологии»; чл. редкол.
журнала «Дошкольное воспитание» (1980-1989). Награжден орденом «Знак
почета» (1981), знаком «Отличник просвещения СССР» (1986). Образование получил
в МГУ им. М.В. Ломоносова, окончив отделение психологии философского факультета
(1946-1951) и аспирантуру по кафедре психологии (1951-1954). В 1955 г. защитил
канд. дис. по психологии: «Начальные этапы овладения ребенком грамматическим
строем языка», выполненную под руководством С.Л. Рубинштейна. Профессиональную
деятельность начал в качестве преподавателя психологии в МГПИ иностранных
языков (1951-1957). Затем работал научным сотрудником сектора психологии
Института философии АН СССР (1957-1961). С 1961 г. вся его дальнейшая
творческая жизнь была связана с Институтом дошкольного воспитания АПН РСФСР
(с1968 – АПН СССР), созданного А.В. Запорожцем. Он занимал должности ученого секретаря ин-та (1961-1968);
зав. лабораторией Подготовки детей к школе (1968-1972), а затем зав.
лабораторией Развития детской речи (до 1989). В 1989 г. С. подготовил
докт. дис.: «Психолого-педагогические основы развития речи детей дошкольного
возраста», которую, к сожалению, не успел защитить. В качестве одноименной
монографии эта работа опубликована в 2002 г. В лаборатории под руководством С.
проводились исследования, которые теоретически и экспериментально сочетали
педагогический, психологический и лингвистический аспекты при решении трех
взаимосвязанных проблем: обучение родному языку; обучение русскому языку в
национальном детском саду; сравнительное изучение речевого развития нормально
слышащих, слабослышащих и глухих дошкольников. В противовес до сих пор еще не
преодоленному имитационно-интуитивистскому подходу к овладению языком (согласно
которому язык усваивается прежде всего по подражанию, интуитивно) показано, что
в развитии речи ведущими факторами являются формирование языковых обобщений
(проявляющихся, например, в словотворчестве), а также развитие элементарного
осознания семантических и структурных аспектов языковых явлений, что создает
условия для самостоятельных наблюдений детей над языком и речью (включая речь
художественную), для саморазвития речи. При этом, в частности, повышается
уровень самоконтроля при построении монологического высказывания как основы
будущей письменной речи. Под
руководством С. были выполнены и защищены 15 кандидатских диссертаций по
вопросам психологии и педагогики развития речи дошкольников,
направленные на разработку теории усвоения языка в дошкольном детстве (становление фонетической структуры
и семантики слова; формирование синтаксиса речи, словообразования и
словотворчества, связной речи, творческого рассказывания, осознания языковых
явлений; обучение русскому языку в национальном детском саду и др.). В исследованиях
психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников С. выделил три
основных направления: структурное (формирование разных структурных уровней
системы языка - фонетического, лексического, грамматического); функциональное
(формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие
связной речи, речевого общения); когнитивное, познавательное (формирование
способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи). Все три
направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений
включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития
речи дошкольников. Основные теоретические положения, разработанные С., нашли
отражение в научных и научно-методических публикациях, по его ред. вышли книги:
“Развитие речи детей дошкольного возраста”, 1978, 1980, 1984; «Умственное
воспитание детей дошкольного возраста», 1984; «Методика обучения русскому языку
в национальном детском саду», 1985. С. вошел
в психологию детской речи как создатель концепции, в которой центральной
является идея о необходимости не только речевого, но и лингвистического
развития ребенка. Эти теоретические
положения стали основополагающими для целого ряда последовавших диссертационных
работ.
О.С. Ушакова