СОКОЛОВ Евгений Николаевич (1920 - 2008) – российский психолог, специалист в области психофизиологии, психологических исследований памяти, нейрофизиологии обучения. Автор концепции «нервной модели стимула», "концептуальной модели рефлекторной дуги", «векторной модели переработки информации в нейронных сетях» и др. Д-р биологических наук (1960), профессор психологии (1962), д. чл. АПН СССР (1985), д. чл. РАО (с 1993). Иностранный чл. Американской национальной АН (1975), Американской Академии искусств и наук (1976), Финской АН (1984). Чл. Центрального Совета Международной организации по исследованию мозга (IBRO). Президент и соучредитель Российской ассоциации психофизиологов. Обладатель Золотой медали им. И.П. Павлова АН СССР. Награжден Американской ассоциацией Психофизиологических исследований дипломом "За выдающийся вклад в психофизиологию" (1988). Награжден "Премией им. М.В. Ломоносова" и званием «Заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова» (1998). Участник ВОВ, награжден медалями и орденами: Отечественной войны II степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени. С 1940 по 1947 служил в армии переводчиком. После войны за два года окончил МГПИ иностранных языков им. М. Тореза (1945-1946) по специальности "современный немецкий язык". В 1947 г. поступил в аспирантуру сектора психологии Института философии АН СССР, где заинтересовался проблемами психологии и физиологии ВНД. В 1940-е гг. работал в Психологической лаборатории, возглавляемой профессором С.В. Кравковым. Защитил канд. дис. по философии ("Восприятие в свете учения И.П. Павлова", 1950) в Институте философии АН СССР. С 1950 г. работает в МГУ им. М.В. Ломоносова на кафедре психофизиологии (доцент, 1955; профессор, 1962; зав. кафедрой, 1970). В 1960 защитил докт. дис., посвященную изучению ориентировочного рефлекса. Первые психофизиологические исследования в Московском ун-те были задуманы и проведены С. в 1950-е гг. в лаборатории анализаторов при кафедре психологии философского фак-та МГУ. Они были посвящены изучению сенсорных процессов, образующих механизм возникновения элементарных (первичных) ощущений света и звука. В ходе этих исследований впервые был разработан метод автоматической регистрации световой чувствительности с одновременной фиксацией объективных показателей функционального состояния ЦНС. Были найдены методы изучения структуры ориентировочной реакции на разных стадиях выработки условного рефлекса; предложена оригинальная (и актуальная по настоящее время) "нервная модель стимула", объясняющая динамику угасания (и восстановления) ориентировочной реакции. Все эти данные были обобщены в ныне классической книге "Восприятие и условный рефлекс" (1958), ставшей основой докторской диссертации. Книга приобрела мировую известность и была издана в США, Англии, Японии, Аргентине и Мексике. По этой тематике в 1960 г. С. (в качестве приглашенного профессора) прочитал курсы лекций в Стэнфордском и Калифорнийском ун-тах США. В 1964г. под руководством и непосредственном участии С. в лаборатории анализаторов были развернуты широкомасштабные психофизиологические исследования роли памяти в процессах восприятия. При этом исследование начиналось с психологического изучения функций памяти и завершалось анализом физиологических механизмов. Память анализировалась на модели угашения ориентировочного рефлекса - "негативного обучения" (на макроуровне) и при изучении следовых эффектов в нейронах (на микроуровне). В ходе этих работ был обнаружен конкретный механизм опережающего отражения в виде разрядов экстраполирующих нейронов. В результате организованных С. внутриклеточных исследований механизмов памяти был описан эффект привыкания отдельного нейрона, лежащий в основе механизма запоминания. Результаты данного цикла работ были обобщены в монографиях: "Механизмы памяти" (1969), "Нейронные механизмы памяти и обучения" (1981) и освещены в цикл лекций, прочитанном в Кембриджском и Оксфордском ун-тах (Великобритания). В 1969 г. С. приступил к изучению нейрофизиологических механизмов обучения и первым описал нейронные механизмы двух принципиально различных его типов: обучения, зависящего от организации информации и обучения, зависящего от организации ответного действия («стимул-зависимый» и «эффект-зависимый типы обучения», соответственно). Курсы лекций, посвященных этой проблематике, С. прочитал на кафедре психологии знаменитого Массачусетского технологического ин-та США (1974г.), а также в Софийском и Будапештском ун-тах (1975). Начиная с 1970 г. и по настоящее время С. проводит интенсивные психофизиологические исследования зрительного восприятия цвета, формы и глубины. Эти исследования, реализуемые по предложенной С. схеме "человек-нейрон-модель", позволили сформулировать общие принципы организации сенсорных и исполнительных систем мозга в виде "концептуальной модели рефлекторной дуги" и разработать векторную модель переработки информации в нейронных сетях. Результаты этого большого цикла работ, тесно связанных с разработкой эффективных методов построения антропоморфных искусственных органов чувств из нейроподобных элементов, отражены в ряде монографий и программных статей последних 10-15 лет. Курс лекций на эту тему был прочитан С. в 1996г. в Университете Вашингтона (г. Сент-Луис, США), и отражен в докладе на XXVI Международном психологическом конгрессе (Канада, Монреаль, 1996). Исследования С. представили новые доказательства Павловского принципа взаимодействия сигнальных систем. Выявлены соотношения семантических и перцептивных пространств, что открывает новые возможности в математическом описании и раскрытии мозговых механизмов первой и второй сигнальных систем. Ведущим методом в этих работах является многомерный анализ. Этот метод был положен в основу предложенной С. научно-исследовательской программы "Компьютеризованное обучение". С помощью многомерного анализа объективно оценивается структура знаний, что сближает сферы исследований когнитивной психологии и психофизиологии. С. внес вклад в разработку общеметодологических проблем современной психофизиологии как науки о нейронных механизмах психических процессов и состояний. Новизна и продуктивность его подхода состоит в предложении рассматривать психофизиологию как органичную составную часть нейронауки, развивающуюся на стыке (пересечении) психологии, нейрофизиологии и математики. Результаты методолого-экспериментального анализа современной психофизиологии в рамках такого подхода отражены в книгах: "Психофизиология" (1981) и "Теоретическая психофизиология" (1986). В 1995-96 гг. по инициативе С. в МГУ создан Центр ядерно-магнито-резонансных исследований, открывающий новые перспективы для развития отечественной нейронауки и проведения экспериментальных исследований на мировом уровне. С. руководит рядом международных научных проектов в области психофизиологии: "Соотношение фазического и тонического ориентировочного рефлексов" (совм. с ун-том Нового Уэллса, Австралия); "Цветовой образ" (совм. с Институтом зрения ун-та Эйндховена, Нидерланды); "Механизмы цветового зрения" (совм. с ун-том Дж. Вашингтона, Сиэтл, США и ун-том г. Сент-Луис, США); "Механизмы цветового и яркостного контраста" (совм. с Институтом зрения ун-та Эйндховена (Нидерланды) и кафедрой психологии ун-та г. Хельсинки, Финляндия). В МГУ читает студентам-психологам общий курс "Психофизиология", спецкурсы: "Психология гештальта", "Механизмы памяти и обучения", "Механизмы сознания". Под ред. С. издан рус. пер. фундаментальной монографии известного финского ученого, иностранного члена РАН Р. Наатанена: "Внимание и функции мозга" (1998г.). С. также автор трудов: "Нейробионика" (соавт. А.Г. Шмелев), 1983; "Искусственные органы чувств" (соавт. Г.Г. Вайткявичус и С.В. Фомин), 1975; "Цветовое зрение" (соавт. Ч. А. Измайлов), 1984; "Психофизиология цветового зрения" (соавт. Ч.А. Измайлов, А.М. Черноризов), 1989); "Нейроинтеллект: от нейрона к нейрокомпьютеру" (соавт. Г.Г. Вайткявичус, 1989, "Принцип векторного кодирования в психофизиологии", (1995) и др.

Черноризов А.М., Носкова О.Г.