СОКОЛОВ Евгений
Николаевич (1920 - 2008) – российский психолог, специалист в области
психофизиологии, психологических исследований памяти, нейрофизиологии обучения.
Автор концепции «нервной модели стимула»,
"концептуальной модели рефлекторной дуги", «векторной модели
переработки информации в нейронных сетях» и др. Д-р биологических наук (1960),
профессор психологии (1962), д. чл. АПН СССР (1985), д. чл. РАО (с 1993).
Иностранный чл. Американской национальной АН (1975),
Американской Академии искусств и наук (1976), Финской АН (1984). Чл.
Центрального Совета Международной организации по исследованию мозга (IBRO).
Президент и соучредитель Российской ассоциации психофизиологов. Обладатель
Золотой медали им. И.П. Павлова АН СССР. Награжден
Американской ассоциацией Психофизиологических исследований дипломом "За
выдающийся вклад в психофизиологию" (1988). Награжден "Премией
им. М.В. Ломоносова" и званием «Заслуженный профессор МГУ им. М.В.
Ломоносова» (1998). Участник ВОВ, награжден медалями и орденами: Отечественной
войны II
степени, Красной Звезды, Трудового Красного Знамени. С 1940 по 1947 служил в
армии переводчиком. После войны за два года окончил МГПИ иностранных языков им.
М. Тореза (1945-1946) по специальности "современный немецкий язык". В
1947 г.
поступил в аспирантуру сектора психологии Института философии АН СССР, где
заинтересовался проблемами психологии и физиологии ВНД. В 1940-е гг. работал в
Психологической лаборатории, возглавляемой профессором С.В. Кравковым. Защитил
канд. дис. по философии ("Восприятие в свете учения И.П. Павлова",
1950) в Институте философии АН СССР. С 1950 г. работает в МГУ им. М.В. Ломоносова на
кафедре психофизиологии (доцент, 1955; профессор, 1962; зав. кафедрой, 1970). В
1960 защитил докт. дис., посвященную изучению
ориентировочного рефлекса. Первые психофизиологические исследования в
Московском ун-те были задуманы и проведены С. в 1950-е гг. в лаборатории
анализаторов при кафедре психологии философского фак-та
МГУ. Они были посвящены изучению сенсорных процессов, образующих механизм
возникновения элементарных (первичных) ощущений света и звука. В ходе этих
исследований впервые был разработан метод автоматической регистрации световой
чувствительности с одновременной фиксацией объективных показателей
функционального состояния ЦНС. Были найдены методы изучения структуры
ориентировочной реакции на разных стадиях выработки условного рефлекса;
предложена оригинальная (и актуальная по настоящее время) "нервная модель
стимула", объясняющая динамику угасания (и восстановления) ориентировочной
реакции. Все эти данные были обобщены в ныне классической книге
"Восприятие и условный рефлекс" (1958), ставшей основой докторской
диссертации. Книга приобрела мировую известность и была издана в США, Англии,
Японии, Аргентине и Мексике. По этой тематике в 1960 г. С. (в качестве
приглашенного профессора) прочитал курсы лекций в Стэнфордском и Калифорнийском
ун-тах США. В 1964г. под руководством и непосредственном участии С. в
лаборатории анализаторов были развернуты широкомасштабные психофизиологические
исследования роли памяти в процессах восприятия. При этом исследование
начиналось с психологического изучения функций памяти и завершалось анализом
физиологических механизмов. Память анализировалась на модели угашения
ориентировочного рефлекса - "негативного обучения" (на макроуровне) и
при изучении следовых эффектов в нейронах (на микроуровне). В ходе этих работ
был обнаружен конкретный механизм опережающего отражения в виде разрядов
экстраполирующих нейронов. В результате организованных С. внутриклеточных
исследований механизмов памяти был описан эффект привыкания отдельного нейрона,
лежащий в основе механизма запоминания. Результаты данного цикла работ были
обобщены в монографиях: "Механизмы памяти" (1969), "Нейронные
механизмы памяти и обучения" (1981) и освещены в цикл лекций, прочитанном
в Кембриджском и Оксфордском ун-тах (Великобритания). В 1969 г. С. приступил к
изучению нейрофизиологических механизмов обучения и первым описал нейронные
механизмы двух принципиально различных его типов: обучения, зависящего от
организации информации и обучения, зависящего от организации ответного действия
(«стимул-зависимый» и «эффект-зависимый типы
обучения», соответственно). Курсы лекций, посвященных этой проблематике, С.
прочитал на кафедре психологии знаменитого Массачусетского
технологического ин-та США (1974г.), а также в Софийском и Будапештском ун-тах
(1975). Начиная с 1970 г.
и по настоящее время С. проводит интенсивные психофизиологические исследования
зрительного восприятия цвета, формы и глубины. Эти исследования, реализуемые по
предложенной С. схеме "человек-нейрон-модель", позволили
сформулировать общие принципы организации сенсорных и исполнительных систем
мозга в виде "концептуальной модели рефлекторной дуги" и разработать
векторную модель переработки информации в нейронных сетях. Результаты этого
большого цикла работ, тесно связанных с разработкой эффективных методов
построения антропоморфных искусственных органов чувств из нейроподобных
элементов, отражены в ряде монографий и программных статей
последних 10-15 лет. Курс лекций на эту тему был прочитан С. в 1996г. в
Университете Вашингтона (г. Сент-Луис, США), и отражен
в докладе на XXVI
Международном психологическом конгрессе (Канада, Монреаль, 1996). Исследования
С. представили новые доказательства Павловского принципа взаимодействия
сигнальных систем. Выявлены соотношения семантических и перцептивных
пространств, что открывает новые возможности в математическом описании и
раскрытии мозговых механизмов первой и второй сигнальных систем. Ведущим методом
в этих работах является многомерный анализ. Этот метод был положен в основу
предложенной С. научно-исследовательской программы "Компьютеризованное
обучение". С помощью многомерного анализа объективно оценивается структура
знаний, что сближает сферы исследований когнитивной психологии и
психофизиологии. С. внес вклад в разработку общеметодологических проблем
современной психофизиологии как науки о нейронных механизмах психических
процессов и состояний. Новизна и продуктивность его подхода состоит в предложении
рассматривать психофизиологию как органичную составную часть нейронауки,
развивающуюся на стыке (пересечении) психологии, нейрофизиологии и математики.
Результаты методолого-экспериментального анализа современной психофизиологии в
рамках такого подхода отражены в книгах: "Психофизиология" (1981) и
"Теоретическая психофизиология" (1986). В 1995-96 гг. по инициативе
С. в МГУ создан Центр ядерно-магнито-резонансных исследований, открывающий
новые перспективы для развития отечественной нейронауки и проведения
экспериментальных исследований на мировом уровне. С. руководит рядом
международных научных проектов в области психофизиологии: "Соотношение
фазического и тонического ориентировочного рефлексов" (совм. с ун-том
Нового Уэллса, Австралия); "Цветовой образ" (совм. с Институтом
зрения ун-та Эйндховена, Нидерланды); "Механизмы цветового зрения"
(совм. с ун-том Дж. Вашингтона, Сиэтл, США и ун-том г. Сент-Луис, США);
"Механизмы цветового и яркостного контраста" (совм. с Институтом
зрения ун-та Эйндховена (Нидерланды) и кафедрой психологии ун-та г. Хельсинки,
Финляндия). В МГУ читает студентам-психологам общий курс
"Психофизиология", спецкурсы: "Психология гештальта",
"Механизмы памяти и обучения", "Механизмы сознания". Под
ред. С. издан рус. пер.
фундаментальной монографии известного финского ученого, иностранного члена РАН
Р. Наатанена: "Внимание и функции мозга" (1998г.). С. также автор
трудов: "Нейробионика" (соавт. А.Г. Шмелев),
1983; "Искусственные органы чувств" (соавт. Г.Г. Вайткявичус и С.В.
Фомин), 1975; "Цветовое зрение" (соавт. Ч. А. Измайлов), 1984;
"Психофизиология цветового зрения" (соавт. Ч.А.
Измайлов, А.М. Черноризов), 1989); "Нейроинтеллект: от нейрона к
нейрокомпьютеру" (соавт. Г.Г. Вайткявичус, 1989, "Принцип
векторного кодирования в психофизиологии", (1995) и др.
Черноризов А.М., Носкова О.Г.