фото Людмилы Ивановны СолнцевойСолнцева Людмила Ивановна (1927 - 2009)  - российский психолог, дефектолог, специалист в области тифлопедагогики и тифлопсихологии. Д-р психологических наук (1979), профессор (1988), чл.-кор. РАО (1993). Зав лабораторией обучения и воспитания слепых НИИ дефектологии АПН СССР (1979). Закончила психологическое отделение философского фак-та МГУ (1950) и аспирантуру кафедры психологии МГПИ им. В.П. Потемкина (1953). В 1954 г. защитила канд. дис. на тему «Особенности произвольного и послепроизвольного внимания». В 1954 – 1955 г.г. являлась главным библиографом по психологии и педагогике в Государственной библиотеке им. В.И. Ленина. С 1960 по 1992 г. работала в НИИ дефектологии АПН РСФСР (с 1968 г. – АПН СССР), возглавляя лабораторию обучения и воспитания слепых (1979-1992). В 1979 г. защитила докторскую диссертацию по психологии. С 1992 г. институт был преобразован в НИИ коррекционной педагогики РАО, где С. возглавила лабораторию обучения и воспитания слепых. Основное направление научных исследований С. связано с изучением развития познавательной деятельности слепых детей раннего и дошкольного возраста, рассмотрением психолого-педагогических проблем их обучения и воспитания. С. разработала теорию компенсации слепоты в раннем и дошкольном возрасте, обосновала теоретические основы коррекционной работы в школах для детей с нарушением зрения, ориентации в пространстве. Ею исследуются возможности и конкретные пути использования остаточного зрения в процессе обучения слепых детей, их интеграции в общеобразовательные школы и включения в систему массового обучения, разрабатываются принципы организации психологической службы в дошкольных и школьных учреждениях для детей с нарушением зрения. Автор книг: «Воспитание и обучение слепого дошкольника» (1967); «Развитие познавательной деятельности слепых детей дошкольного возраста» в кн. «Дети с глубокими нарушениями зрения.» (1967); «Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста.» (1980); «Обучение ориентированию в пространстве и мобильности слепых учащихся начальных классов»( в соавт., 1991).

А.Н. Коновалов, В.А. Сумарокова