Соловьев Иван Михайлович (1902 -
1986) - российский психолог, дефектолог. Д-p
психологических наук (1966), профессор (1970). Ученик Л.С. Выготского. Закончил
фак-т общественных наук (общественно - педагогическое
отделение) МГУ (1925) и аспирантуру института психологии под руководством Л.С.
Выготского (1929). С 1930 по 1979 работал в Hаучно-практическом ин-те
специальных школ и детских домов (позже – Институт дефектологии), где был
ученым секретарем института, возглавлял лабораторию экспериментальной
психологии, затем - сектор по изучению глухих детей(с
1949 по 1970). Результаты исследований 30-х гг. С. опубликовал в монографии
"О психическом насыщении" (1935), где были отражены подходы к
экспериментальному изучению личности аномального ребенка. В этом же году
защитил канд. дис. В лаборатории под руководством С. исследовались проблемы
восприятия, памяти, мышления, речи аномальных и нормально развивающихся детей
(«Вопросы психологии глухонемых и умственно отсталых детей», 1940; «Вопросы
воспитания и обучения глухонемых и умственно отсталых детей», 1941).
Разработанная С. оригинальная методика позволяла проследить развитие и
становление представлений у детей с разным уровнем умственного развития. Совместно
с Л.В. Занковым была подготовлена и опубликована книга, "Очерки психологии
глухонемого ребенка", долгие годы выполнявшая роль учебного пособия по
психологии глухих детей. Проведенные в 1930-е гг. исследования процесса
изменения представлений в зависимости от сходства и различия объектов выступили
серьезным теоретическим основанием для дальнейшего развития этой области
психологии. В 1950-1960-е гг. выходят сборники по проблемам восприятия, памяти,
мышления и речи умственно отсталых детей, подготовленные творческим коллективом
под руководством С. и Ж.И. Шиф. В них раскрывалась сложная структура дефекта и
рассматривалась возможность коррекции аномального психического развития. Другое
направлений исследований С. было посвящено изучению проблем взаимодействия
анализаторов при сенсорном поражении слуха и зрения. Одновременно проводились
исследования зрительного и осязательного представлений (совм. с А.П. Гозовой и
Е.Н. Обозовой). В дальнейшем под ред. С. выходит ряд значимых для
дефектологического направления психологии трудов: "Развитие познавательной
деятельности глухонемых детей" (1957); "О психическом развитии глухих
и нормально слышащих детей" (1962 ).
Фундаментальное значение имела монография С. "Познавательная деятельность
нормальных и аномальных детей" (1966), в которой раскрывалась сложная
динамика познания различий и сходств, показаны особенности процесса познания,
обусловленные общим уровнем психического развития познающей личности. В
последние годы С. особое внимание обращал на системность в развитии функционирования
всех психических процессов.
В.А.
Сумаpокова