Спенсер (Spencer) Герберт (1820 - 1903) - английский философ, социолог и психолог Один из родоначальников позитивизма, главный представитель эволюционизма, получившего во второй половине 19 в. широкое распространение. Работал инженером на железной дороге (1837-1841), затем сотрудничал в журнале “Economist” (1848-1853). С 1850-х гг. всецело посвятил себя разработке философских проблем. Свои взгляды С. изложил в десятитомном труде «Система синтетической философии» (“System of synthetic philosophy”, v. 1-10, L., 1862-1896), в которую входили «Основные начала», «Основания биологии», «Основания психологии», «Основания социологии», «Основания этики». В своей философской концепции С. следовал за позитивизмом Конта, хотя и отрицал свою зависимость от его взглядов. Влияние на С. оказали также агностицизм Д. Юма и Дж. С. Милля, И. Кант и натурфилософские идеи Ф.В. Шеллинга. Соединил с основными положениями позитивизм эволюционный подход, который распространил не только на природу и общество, но и на все проявления психической жизни. Стремясь соединить позитивистскую интерпретацию знания (требующую ограничиться наблюдаемыми фактами) с элементами априоризма, С. выдвинул версию, согласно которой принимаемое за априорное (самоочевидное, данное индивиду до всякого опыта) в действительности имеет опытные основания. Однако индивид это не осознает, поскольку получает по наследству от предшествующих поколений, опыт которых закрепляется физиологически и запечатлевается в самой структуре мозга. В психологии С. твердо придерживался ассоцианистской доктрины господствующей в середине 19 века. Соединяя ее с принципом развития, объяснял это развитие как нарастание ассоциативных связей, когда два психических состояния, следуя одно за другим (и в филогенезе и в онтогенезе), настолько прочно сцепляются, что при воспроизведении первого имеется тенденция к тому, чтобы в поведении и сознании возникло другое. Однако, традиционный ассоцианизм, столь типичный для английской психологической мысли, претерпел в трактовке С. важную трансформацию, что было обусловлено опорой на принцип эволюционного объяснения всего, что происходит с организмом человека и его сознанием. С. выступил как основоположник эволюционного ассоцианизма. Это и придало исключительную популярность его труду "Основы психологии" (1855). Первое издание этой книги, (появившееся еще до "Происхождения видов" Дарвина, где были изложены новые принципы развития живой природы), осталось незамеченным. Но второе издание "Основ психологии" (1870-1872) принесло С. всеевропейскую славу, оказав влияние на психологические учения в различных странах, в том числе и в России. Развитие психики С. рассматривал как частный случай действия общей закономерности, выраженной им формулой: от неопределенной несвязной гомогенности к определенной связной гетерогенности. Это означало, что психическая жизнь (и в животном мире, и у отдельного индивида) имеет единый "вектор" эволюции, в процессе которого нерасчлененные, разрозненные формы становятся все более дифференцированными и интегрированными. Особое значение в психологических объяснениях С. заняло распространение разработанного эволюционной биологией нового понимания детерминации явлений. Если прежде организм трактовался как система, которая отделена от ее окружения и в процессе жизни приспособляется к ней, то в психологии С. наметился новый системный подход, а именно утвердилось системное понимание не организма самого по себе, а новой системы: "организм - среда", как особая целостность, эволюционирующая по своим особым законам. Это четко выразила одна из главных идей С., согласно которой "жизнь есть непрерывное приспособление внутренних отношений к внешним". С этой точки зрения должен быть рассмотрен и психический процесс, как разновидность жизненного. Сознание, тем самым, анализировалось в контексте биологической адаптации. Существование и развитие не может иметь иного смысла, кроме как приспособительного. Если бы психика не служила этой цели, ее появление и развитие было бы чудом. Естественный отбор создает ее с неумолимой необходимостью, и она служит одним из могучих орудий выживания. Из этого вытекало, что все психологические категории должны быть пересмотрены с точки зрения их служебной роли в выживании. Они не функции или явления сознания, как данное субъекту в процессе самоотчета о нем, а различные группировки операций ( таких как восприятие, память, разум и др.), посредством которых реализуется приспособление к среде. Тем самым , С. принадлежал приоритет в ориентации на такой анализ фактов сознания, который бы соотносил их не только с внутриорганизменными связями, но и с внешними по отношению к нему характеристиками процессов, происходящими вне организма. Тем самым, радикально менялся взгляд на предметную область психологии, которая в те времена ограничивалась внутрипсихическими процессами. Для середины 19 века учение С. было совершенно необычным, поскольку во всех психологических направлениях доминировал интроспекционизм. Именно неудовлетворенность интроспекционизмом побудила идеолога позитивизма О. Конта, на позиции которого опирался С., отказать психологии в праве считаться настоящей наукой. С. же доказывал, что наряду с субъективной психологией, должна существовать объективная, которая рассматривает поведение не с точки рения внутренних переживаний, а с позиций, позволяющих рассматривать психику как совокупность нервно-мышечных приспособлений, посредством которых высшие организмы каждое мгновение прилаживают свои действия к окружающим их "сосуществованиям и последовательностям". Из этого явствовал эклектический характер психологического учения С., стремившегося примирить под этой эгидой эволюционной теории субъективную психологию с объективной. С. принадлежит первая серьезная и систематически проведенная попытка объяснить психику, как со стороны содержания, так и стороны изменения и развития из общих начал органической эволюции. Эти объяснения дали импульс внедрению новых идей в различные психологические направления, как материалистического, так и идеалистического толка. В России влияние С. испытал И.М. Сеченов, поставивший своей задачей при объяснении психического развития "примирить Спенсера с Гельмгольцем" и на этом основании разработать новое учение об "элементах мысли". Взгляд С. на сознание, как инструмент приспособления к среде был воспринят Джейсом, от которого он перешел к американскому функционализму, а затем - инструментализму. Известное влияние на психологию оказали и другие положения С., в частности, касающиеся наследственной детерминации форм познания, трактовки общества, как организма, развивающегося по общим законам эволюции. Если впоследствии труды С. потеряли актуальность, то в период формирования психологии, как науки, имеющей свой предмет, они создали идейную атмосферу, способствовавшую ее переориентации на биологические науки и, тем самым укреплению естественнонаучной ориентации психологии. Основные труды С.: “Works”, v.1-18, L.-N.Y., 1910. В рус пер. «Собрание сочинений», т. 1-7, СПб, 1866-1869, (2- изд. 1898-1900); «Автобиография», ч. 1-2, СПб., 1914.

А.И. Липкина, М.Г. Ярошевский