CПИНОЗА (Spinoza) Бенедикт (религиозное имя - Барух) (1632 – 1677) - нидерландский
философ – материалист, пантеист, основная философская идея которого в том, что
«Бог осуществляется в вещах». Его предки были евреи – переселенцы из
Португалии. Родился в семье купца. Возглавив после смерти отца (1654) его дело,
завязал научные и дружеские связи вне еврейской общины, в частности с
представителями религиозного вольномыслия. Наибольшее влияние на него оказали
его наставник в латинском языке ван ден Энден и Уриель Акоста (1585-1640). Был
подвергнут руководителями еврейской общины Амстердама «великому отлучению»
(херем) и изгнан из общины «за страшное ложное учение» (1656). Спасаясь от
преследований, жил в деревне, зарабатывая на жизнь шлифовкой линз. Затем жил в
Рейнсбурге, предместье Гааги, где и создал свои философские произведения. В
борьбе против олигархического руководства еврейской общины стал решительным
противником иудаизма. По своей идейно-политической позиции был противником
монархии и сторонником республиканского правления. Философские воззрения С.
складывались под влиянием идей Дж. Бруно (1548-1600),
рационалистического метода Р. Декарта (1596-1650), механистического и
математического естествознания, а также философии Томаса Гоббса (1588-1679).
Стремясь к созданию целостной картины природы в русле пантеизма, сделал
центральным положением своей онтологии тождество Бога и природы. Согласно С.
человек - целостное, природное существо, у которого душа и тело как атрибуты
единой субстанции нераздельны и определяются одними и теми же материальными
причинами (Богом, идентичным природе). По его мнению, порядок и связь идей те
же, что порядок и связь вещей ("Этика", 1677). Воля, как и остальные
психические процессы, строжайшим образом детерминирована, а иллюзия ее свободы
возникает из-за незнания причин человеческих действий. Свободными эти действия
являются тогда, когда они совершаются на основе знания необходимости, причем,
чем активнее человек, тем в большей степени он свободен. В природе человека
заложено стремление к самосохранению. Оно выражено в особом духовно-телесном
акте - влечении, которое совместно с двумя первичными эмоциями - радостью и печалью
- лежит в основе всего многообразия мотивов и чувств человека. Радость
увеличивает способность тела к действию, печаль ограничивает ее. С. полагал,
что объективно-психологический подход дает возможность рассматривать чувства с
такой же точностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Низшим видом знания является сенсорно-ассоциативный (чувственный)
опыт, более высоким - рациональное знание, высшим - интуитивное. Идея С.
о психофизическом монизме (в противовес психофизическому параллелизму и
психофизическому взаимодействию) была воспринята гештальтпсихологией, его
трактовка влечения (побуждения, афферентивность которого нейтрализуется
сознанием) повлияла на психоанализ. На С. ориентировался Л. С. Выготский в
критике дуалистической теории аффектов и мотивов поведения. Основные работы С.
(на рус яз.): «Политический трактат», М., 1910; «Принципы философии Декарта»,
Л., 1926; «Переписка», М., 1932; «Этика», ч.1-
Л.А.
Карпенко, М.Г. Ярошевский