http://cs628326.vk.me/v628326117/2c944/5e6MlAKuRiY.jpgCПИНОЗА (Spinoza) Бенедикт (религиозное имя - Барух) (1632 – 1677) - нидерландский философ – материалист, пантеист, основная философская идея которого в том, что «Бог осуществляется в вещах». Его предки были евреи – переселенцы из Португалии. Родился в семье купца. Возглавив после смерти отца (1654) его дело, завязал научные и дружеские связи вне еврейской общины, в частности с представителями религиозного вольномыслия. Наибольшее влияние на него оказали его наставник в латинском языке ван ден Энден и Уриель Акоста (1585-1640). Был подвергнут руководителями еврейской общины Амстердама «великому отлучению» (херем) и изгнан из общины «за страшное ложное учение» (1656). Спасаясь от преследований, жил в деревне, зарабатывая на жизнь шлифовкой линз. Затем жил в Рейнсбурге, предместье Гааги, где и создал свои философские произведения. В борьбе против олигархического руководства еврейской общины стал решительным противником иудаизма. По своей идейно-политической позиции был противником монархии и сторонником республиканского правления. Философские воззрения С. складывались под влиянием идей Дж. Бруно (1548-1600), рационалистического метода Р. Декарта (1596-1650), механистического и математического естествознания, а также философии Томаса Гоббса (1588-1679). Стремясь к созданию целостной картины природы в русле пантеизма, сделал центральным положением своей онтологии тождество Бога и природы. Согласно С. человек - целостное, природное существо, у которого душа и тело как атрибуты единой субстанции нераздельны и определяются одними и теми же материальными причинами (Богом, идентичным природе). По его мнению, порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей ("Этика", 1677). Воля, как и остальные психические процессы, строжайшим образом детерминирована, а иллюзия ее свободы возникает из-за незнания причин человеческих действий. Свободными эти действия являются тогда, когда они совершаются на основе знания необходимости, причем, чем активнее человек, тем в большей степени он свободен. В природе человека заложено стремление к самосохранению. Оно выражено в особом духовно-телесном акте - влечении, которое совместно с двумя первичными эмоциями - радостью и печалью - лежит в основе всего многообразия мотивов и чувств человека. Радость увеличивает способность тела к действию, печаль ограничивает ее. С. полагал, что объективно-психологический подход дает возможность рассматривать чувства с такой же точностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии. Низшим видом знания является сенсорно-ассоциативный (чувственный) опыт, более высоким - рациональное знание, высшим - интуитивное. Идея С. о психофизическом монизме (в противовес психофизическому параллелизму и психофизическому взаимодействию) была воспринята гештальтпсихологией, его трактовка влечения (побуждения, афферентивность которого нейтрализуется сознанием) повлияла на психоанализ. На С. ориентировался Л. С. Выготский в критике дуалистической теории аффектов и мотивов поведения. Основные работы С. (на рус яз.): «Политический трактат», М., 1910; «Принципы философии Декарта», Л., 1926; «Переписка», М., 1932; «Этика», ч.1-5. М.-Л., 1933; «Трактат об усовершенствовании разума». М.-Л., 1934; «Избранные произведения», т.1-2. М., 1957.

Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский