СПИРМЕН (Spearman) Чарльз Эдвард (1863 - 1945) - английский статистик и психолог, специалист в области экспериментальной психологии, методов оценки и измерения, теориистории и философии психологии, психологии личности и социальной психологии. Окончил Лейпцигский ун-т (д-р, 1906). Профессиональную деятельность начал с преподавания экспериментальной психологии в Лондонском университетском колледже, в котором проработал вплоть до отставки в 1931г. (преподаватель, 1907-1911; профессор мышления и логики, 1911-1928; профессор психологии, 1928-1931; засл. профессор в отставке). Член Королевского общества (1924); президент Британского психологического общества (1923-1926), поч. д-р и поч. чл. нескольких ун-тов, зарубежных академий и обществ. Один из самых влиятельных английских психологов ХХ столетия. Начинал свою карьеру в качестве офицера пехоты, прослужив пятнадцать лет в армии, в основном в Индии. В 34 года ушел в отставку и начал академическую жизнь. К систематическому изучению психологии приступил в 1897 г. в лейпцигской лаборатории В. Вундта, где в 1906 г. получил докторскую степень, а через год начал работать в Лондонском ун-те. Именно благодаря многолетним интеллектуальным усилиям С. возникла «лондонская школа» психологии, которая с позиций строгого реализма, статистики и психометрики занималась изучением человеческих способностей. Изучая корреляции между результатами выполнения различных заданий, С. внес значительный вклад в развитие факторного анализа в психологии: он разработал один из методов корреляций (названный «корреляция Спирмена»). Выдвинул также «двухфакторную теорию интеллекта» («The theory of two factors», 1923), согласно которой выделялись: общий (генеральный) фактор «g», образующий основание любых успешных умственных действий и ряд специальных факторов, нужных для решения задач в отдельных областях. В дальнейшем сделал попытку распространить эту теорию на психическое в целом. В течение трех десятилетий двухфакторная теория подвергалась острой критике. Одни отрицали само существование общего фактора «g» как врожденного, других не убеждали его математические доказательства. В ответ на это С. и его сотрудники совершенствовали теоретическую и статистическую базу. Однако, уже в 1930-х гг. представление о простой двухфакторной структуре интеллекта стало уступать появляющимся многофакторным теориям (Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда и др.). Еще одним направлением научных устремлений С. был поиск фундаментальных законов психологии. Его основные идеи описаны в книге “The nature of intelligence and the principles of cognition” (1923), где они приняли форму эмпирической эпистемологии, принципы которой поразительно согласуются с современными подходами в когнитивной психологии. С. также автор книг: “The abilities of man, their nature and measurement”, Macmillan, 1927; “Creative mind”, C.U. Press, 1930; “Human ability”/with L. Wynn Jones, 1950.

Л.А. Карпенко