СПИРМЕН
(Spearman)
Чарльз Эдвард (1863 - 1945) - английский статистик и психолог, специалист в
области экспериментальной психологии, методов оценки и измерения, теории,истории и философии психологии, психологии личности и
социальной психологии. Окончил Лейпцигский ун-т (д-р, 1906). Профессиональную
деятельность начал с преподавания экспериментальной психологии в Лондонском
университетском колледже, в котором проработал вплоть до отставки в 1931г.
(преподаватель, 1907-1911; профессор мышления и логики, 1911-1928; профессор
психологии, 1928-1931; засл. профессор в отставке). Член Королевского общества
(1924); президент Британского психологического общества (1923-1926), поч. д-р и
поч. чл. нескольких ун-тов, зарубежных академий и обществ. Один из самых
влиятельных английских психологов ХХ столетия. Начинал свою карьеру в качестве
офицера пехоты, прослужив пятнадцать лет в армии, в основном в Индии. В 34 года
ушел в отставку и начал академическую жизнь. К систематическому изучению
психологии приступил в 1897 г.
в лейпцигской лаборатории В. Вундта, где в 1906 г. получил докторскую
степень, а через год начал работать в Лондонском ун-те. Именно благодаря
многолетним интеллектуальным усилиям С. возникла «лондонская школа» психологии,
которая с позиций строгого реализма, статистики и психометрики занималась
изучением человеческих способностей. Изучая корреляции между результатами выполнения различных заданий,
С. внес значительный вклад в развитие факторного анализа в
психологии: он разработал один из методов корреляций (названный «корреляция
Спирмена»). Выдвинул также «двухфакторную теорию интеллекта» («The theory of two factors», 1923), согласно которой выделялись: общий
(генеральный) фактор «g», образующий основание любых успешных умственных действий и ряд
специальных факторов, нужных для решения задач в отдельных областях. В
дальнейшем сделал попытку распространить эту теорию на психическое
в целом. В течение трех десятилетий двухфакторная теория подвергалась острой
критике. Одни отрицали само существование общего фактора «g» как врожденного, других не убеждали его
математические доказательства. В ответ на это С. и его сотрудники
совершенствовали теоретическую и статистическую базу. Однако, уже в 1930-х гг.
представление о простой двухфакторной структуре интеллекта стало уступать
появляющимся многофакторным теориям (Л. Терстоуна, Дж. Гилфорда и др.). Еще
одним направлением научных устремлений С. был поиск фундаментальных законов
психологии. Его основные идеи описаны в книге “The nature of intelligence and the principles of cognition” (1923), где они приняли форму
эмпирической эпистемологии, принципы которой поразительно согласуются с
современными подходами в когнитивной психологии. С. также
автор книг: “The abilities of man, their
nature and measurement”, Macmillan, 1927; “Creative mind”, C.U. Press, 1930;
“Human ability”/with L. Wynn Jones, 1950.
Л.А. Карпенко