Спитц (Spitz) Рене Арпад (1887 – 1974) -
немецко-американский психоаналитик и психиатр. Медицинское образование получил
в Лозане, Берлине, Будапеште. С 1910
г. прошел учебный психоанализ у З. Фрейда. С 1926 г. работал в Вене, с 1930 г. по 1932 г. - в
Берлинском психоаналитическом ин-те. В 1933 г. эмигрировал сначала в Париж
(1933-1938), затем в США, где работал в Нью-Йорке (1940-1956) и в Денвере (с
1957). Известен своими исследованиями детей, в которых широко использовал метод
прямого наблюдения и киносъемок. Выявил последствия для психологического
созревания и развития маленьких детей, которые возникают при раннем разлучении
с матерью и при отсутствии или ограничении взаимоотношений с другими людьми (эффект
"госпитализма"). С. констатировал, что нормальная потребность в
контакте появляется у ребенка в 6 месяцев. Если в это время происходит
отделение ребенка от близкого взрослого, то он сначала плачет, требуя мать или
того, кто может ее заменить, а через месяц у него появляется реакция бегства по
отношению к тому, кто к нему подходит. Еще через месяц он начинает избегать
всех контактов с окружающим миром, а затем его реакции в ответ на внешние
воздействия сводятся до минимума: он уже не кричит, исчезают все мимические
выражения. При этом в
психике происходят такие изменения, которые носят необратимый характер, обусловливая возникновение "депрессии зависимости"
("Hospitalism: an inquiry into the genesis of psychiatric conditions in
early childhood", in:
"The Psychoanalytic study of a child", v. 1, N.Y., 1945; "The
influence of the mother-child Relationship and its disturbances", in:
"Mental health and infant development", 1956, v. 1 (K. Soddy, ed.)). В 1936 г.
С. представил Венскому психоаналитическому обществу доклад, в котором изложил
свои наблюдения и идеи теории генетического поля формирования Эго. Далее изучал
восприятие младенцами человеческого лица, определяя те
его части, которые являются наиболее важными стимулами для ребенка. Пытался
трактовать возникновение улыбки у трехмесячных детей как символ перехода от
принципа удовольствия к принципу реальности, когда подсознание и предсознание
начинают отделяться друг от друга и возникают первые элементы "Я"
("The smilling response: the contribution to the ontogenesis of social
relations"). Исследовал "трехмесячный смех" и
"восьмимесячный страх" ребенка. Разработал идею "сбивчивого
диалога". Пришел к заключению, что аффективное развитие предшествует
перцептивному и когнитивному. Впоследствии оформил эти идеи в
виде теории, которая стала одной из новых основ психоаналитического понимания
процесса развития ("The first
year of life. A psychoanalytic study of development of object
relations", N.Y., 1965).
И.М.
Кондаков