СТАУТ (Stout) Георг Фредерик (1860 –
1944) - английский философ, психолог, ученик Дж. Уорда и последователь Ф.
Брентано. После окончания частной школы (1879) учился в Колледже Св. Иоана в
Кембридже (бакалавр искусств, 1882; магистр, 1885). Специализировался по
античной философии, метафизике, моральным наукам. Профессиональную деятельность
начал в качестве научного сотрудника и преподавателя психологии Колледжа Св.
Иоана (с 1884). В 1891 г. сменил К. Робертсона в качестве редактора "Mind"
(до 1920). В 1894 –1896 гг. читал курс моральных наук в Кембридже, в 1896 -
1898 г. – курс сравнительной психологии в Абердинском ун-те. С 1898 г. по 1903
г. С. - внештатный лектор ментальной философии в Оксфордском ун-те, участник
программного сборника "Personal idealism", L., (1902). С
1903 г. и до своей отставки (1936) - профессор логики и метафизики в ун-те Св.
Эндрю. Здесь же создал лабораторию экспериментальной психологии. В 1939 г.
переехал к сыну Алану в Австралию, где занял кафедру моральной и политической
философии в Сиднейском ун-те и отдал много сил подготовке молодых философов.
Научная деятельность С. завершает этап развития философии, основанной на
наблюдении, интроспекции и рефлексии. Он был последователем метода интроспекции
в том виде, как его обосновал Р. Авенариус («Analytic psychology». V. 1-2, L.,
N.Y., 1896; в рус. пер.: Аналитическая психология. Т. 1, Пг., 1923) и выступал
решительным противником естественнонаучных основ ассоцианизма. Это было
основано на том, что С. отвергал узко аналитический подход к процессам
восприятия, утверждая мысль о том, что все элементы даны во взаимосвязи друг с
другом, которую нельзя не учитывать. В частности, по его мнению, в подобном
единстве, когда одно включает в себя другое, находятся разум и тело, и
экспериментальное исследование не может изолировано выделить ни то, ни другое.
Вслед за своим учителем, Дж. Уордом, считал, что единство сознания предполагает
когнитивный, аффективный и волевой модусы. Развивал психологические
представления Ф. Брентано о принципе активности субъекта. В процессе своего
научного развития С. перешел с позиций прагматизма к реализму и, затем, к
религиозной философии. В 1930-х гг. выступал решительным противником теории
эмерджентной эволюции, согласно которой возникновение качественно нового
является непознаваемым и не основано на естественной закономерности. Автор трудов: “The gerbartian psychology” / Mind. 188, 13; «A manual of psychology”,
L., N.Y., 1899; “Groundwork of psychology”, 1903; “Studies in philosophy and
psychology”, L., N.Y., 1930; “Mind and matter”, L., N.Y., 1931; “God and
Nature”, L., 1952.
И.М. Кондаков