СТИВЕНС (Stevens) Стэнли Смит (1906 – 1973)
– американский психолог, специалист в области экспериментальной и сравнительной
психологии, методов оценки и измерения, философии и теории психологии. Образование
получил в Стэндфордском (бакалавр, 1931) и Гарвардском
ун-тах (д-р, 1933). С 1932 г.
– преподавал в Гарвардском ун-те (ассистент, 1932-1935; преподаватель
экспериментальной психологии, 1936-1938; ст. преподаватель, 1938; доцент, 1944;
профессор психологии, 1944, профессор психофизики, с 1962). За
свои научные достижения был награжден медалью Уоррена (Общество
экспериментальных психологов (1943), наградой APA: «За выдающийся научный
вклад» (1960), золотая медалью Рейли (Британское акустическое общество, 1972) и
др. Основная часть научной деятельности С. была связана с приложением
математических методов к психологии (в основном, в области психофизики) и с
проблемами измерения. Первые статьи были написаны в период занятий на курсе
Е.Д. Боринга по экспериментальной психологии. Боринг предложил С. заняться
загадкой смешения цветов: при смешении красного и зеленого в цветовом колесе
наблюдатель на определенном расстоянии воспринимает цвет как серый. С. выяснил,
что необходимое расстояние варьирует в зависимости от пропорций смешиваемых
цветов. В аспирантуре занимался исследованиями тональной громкости, результаты
которых составили его докт. дис. Однако С. никогда не удовлетворяла роль только
экспериментатора, он всегда интересовался философией науки, что привело его к
проблеме логики методов измерения. Измерение являлось главной проблемой научной
психологии того времени, поскольку с естественнонаучной точки зрения «наука
начинается там, где есть возможность количественной оценки фактических данных».
Чтобы придать психологии научный статус, требовались достаточно широкие
дефиниции измерения, которые могли бы включить в себя исследования мышления и
поведения. К этому времени относится появление концепции операционализма физика
Перси Бриджмена («Логика современной физики», 1927), согласно которой
«достоверность измерений не столько зависит от основательности измеряемого
явления, сколько от методов измерения и порождаемых ими закономерностей». Это
было желанным новшеством для психологов, которые были в сомнениях относительно
предмета своих исследований. Подобно Б.Ф. Скиннеру, С. обратился к
операционализму, считая это выходом из тупика, и принялся создавать «психологию
как истинную науку», основанную на измерении. В течение
1930-х гг. С., продолжая исследования в области слуха (“Hearing: its psychology and physiology”/with H. Davis/, Wiley,
1938), начал публиковать статьи по операционализму и системам измерения. Провел совместные
исследования с В.Г. Шелдоном, результаты которого были опубликованы в 1942 г. книге “Varieties of temperament”. В конце 1940-х гг. вошел
в группу, которая на своих регулярных встречах обсуждала проблемы философии
науки. В нее входили П. Бриджмен, логический позитивист Рудольф Карнапп,
математик Д.Д. Биркхофф. Впоследствии для классификации шкал измерения С.
использовал тезис Биркхоффа о том, что «науку нужно рассматривать как процесс
выделения изменяющихся инвариантов». Анализируя результаты своих исследований,
С. разработал четыре шкалы: номинальную, порядковую, интервальную и шкалу отношений.
Эта классификация давала ему, наконец, точку отсчета для измерения ощущений,
особенно слуховых. Определив шкалы измерения в терминах операций, а не свойств
измеряемых явлений, он начал выводить психофизику на уровень физики.
Продемонстрировал, что операции измерения, являющиеся психофизическими
методами, дают достоверные показатели. В 1940 г. создал психо-акустическую лабораторию,
где продолжил свои исследования. В послевоенное время (1944) был ст.
профессором в Гарварде, консультантом ряда правительственных организаций, и
потому принялся за подготовку к изданию книги по методам экспериментальной
психологии. (“Handbook of еxperimental зsychology”,
1951). В 1953 г.
вернулся в лабораторию к конкретным исследованиям и там столкнулся с догмой
(являющейся следствием закона Вебера – Фехнера) о том, что равные промежутки в
силе ощущений могут быть измерены с помощью «едва заметных различий». И хотя С.
и другие психофизики прекрасно знали о несоответствии, существующем в
результатах, опровергнуть этот закон оказалось достаточно сложно. С. страстно
мечтал найти более простой инвариант, лежащий в основе возможных измерений. И
ему это удалось: он предложил наблюдателям обозначать цифрами субъективные
впечатления с тем условием, что они должны пропорционально соотноситься с
впечатлениями. Выяснилось, что результаты поддаются лучшему описанию не с
помощью логарифмического закона Фехнера, а с помощью силового закона: равные
уровни раздражения соответствуют равным уровням субъективных суждений. С. с
коллегами доказал, что это относится и к другим измерениям и модальностям. Этот
успех убедил его, что психофизика должна оставаться центральной дисциплиной
психологии. Однако с течением времени интересы психологии существенно
расширялись и уходили все дальше от психофизики. В 1962 г., выражая свое
чувство покинутости, С. убедил администрацию Гарварда изменить название его
должности с «профессора психологии» на «профессора психофизики». Своими
основными достижениями С. считал формулировку двух инвариантов: 1) дефиницию
четырех шкал измерения, каждая из которых определялась в терминах возможных
превращений. Эти шкалы вошли в непараметрическую статистику Сидни
Сигеля; 2) формулировку силового закона, дающего возможность (благодаря
операционистскому подходу) научного измерения субъективного опыта. Результаты своих последующих исследований публиковал в научных журналах: “On the psychophysical low”, Psychological Review, 64, (1957); “Ratio
scales and category scales for a dozen perceptual continua”/with E.H. Galanter,
J. of Experimental Psychology, 54, (1957); “To honor Fechner and repeal his
law”, Science, 133, (1961); “A metric for the socialcconsensus”, Science, 151,
(1966); “Issues in psychophysical measurement”, Psychological Review, 78,
(1971) и др. Уже после смерти С. была издана монография: “Psychophysics: introduction to its perceptual
neural and social prospects”, Wiley, 1975.
Л.А.
Карпенко