СУХОМЛИНСКИЙ Василий Александрович (1918 - 1970.) – украинский
педагог и психолог, специалист по проблемам практической педагогики
(руководство школой, профессиональное мастерство учителя, проблемы
разностороннего воспитания детей и т.п.). Ученик и последователь А.С.
Макаренко. Чл.-кор. АПН РСФСР (1957), с 1968 - АПН
СССР. Канд. пед. наук (1955). Засл. учитель УССР (1958), награжден медалью А.С.
Макаренко (1965). Лауреат Государственной премии Правительства Украины (1974).
Участник ВОВ, награжден медалями и орденами за боевые заслуги. Окончил заочно
Полтавский учительский ин-т (1938). Профессиональную педагогическую
деятельность начинал учителем украинского языка и литературы в сельских школах
Онуфриевского района Кировоградской области. С июля 1941 г. был призван в армию,
воевал на Западном и Калининском фронтах. После ранения и эвакогоспиталя
был направлен работать директором школы пос.Ува
Удмуртской АССР (1942-1944). После освобождения Украины возвратился на родину и
в 1944-1948 гг. возглавлял Онуфриевский РОНО. С 1948-1970 гг. - директор
Павлышской средней школы Кировоградской обл. Работая директором, создал
целостную педагогическую систему, основывающуюся на гуманистическом подходе к
воспитанию, признании личности ребенка высшей ценностью процессов воспитания и
образования, на создании специальной воспитывающей среды.
Психолого-педагогическая суть наследия С. - это конкретная теория и практика
реального гуманизма, направленная на решение проблемы соотношения цели и
средств, свободы воли и принуждения, рационального и эмоционального в
воспитании. "Воспитание - это самое тонкое душевное прикосновение человека
к человеку", считал С. В 50-е гг. разрабатывал эффективные пути соединения
физического и умственного труда как средства развития личности, а не только
пути подготовки к профессии. В 1955
г. защитил канд. дис.: «Директор школы - организатор
учебно-воспитательного процесса». Продолжая традиции коллективистской
педагогики А.С. Макаренко, решал проблему "коллектив - личность" с
учетом индивидуальных особенностей ребенка на разных возрастных этапах.
Подчеркивал значение характера внутриколлективных отношений, отмечал, что
основой организационного и морального единства школьного коллектива является
«забота человека о человеке», «ответственность человека за человека». С начала
1950-х гг. в школе под руководством С. работал "Родительский
университет", а для учителей велся "Психологический семинар".
Одним из первых в нашей стране С. начал работу с шестилетними детьми, создав
для них "Школу радости", где с помощью новых психолого-педагогических
форм и методов велась подготовка детей к сложному ученическому труду. Настаивал
на необходимости введения в школе такого предмета, как
"Человековедение", сам организовал такой спецкурс для старшеклассников.
Ввел в широкое употребление понятия "воспитуемость
личности", "коллективная духовная жизнь", "интеллектуальный
фон" класса, "эмоциональная грамотность" и, наоборот,
"невежество" коллектива,- это позволило педагогам, психологам,
решающим вопросы воспитания, более глубоко и всесторонне подходить к
организации жизни школьного коллектива и личности учащихся ("О
воспитании", 1973). "Мир вступает в век Человека",-
резюмировал С. суть своих трудов и своего времени. Суть педагогики самого С.
можно определить как "гражданственность и человечность" (Азаров
Ю.П.). С 1972 г.
при Павлышской школе, которой было присвоено имя С., открыт
мемориально-педагогический музей его памяти. Труды С. изданы собраниями
сочиненй и отдельными книгами: Избр. произв., т. 1-5, Киев, (1979-1980); Избр.
пед. соч., т. 1-3, М.,(1979-1981);
«Родина и сердце» М., (1980); «Потребность человека в человеке», М., (1981);
«Об умственном воспитании», Киев, (1983); «Хрестоматия по этике», М., (1990);
«Человеческая личность неповторима», Курск, (1991) и др.
Н.Л. Карпова