ЩЕДРОВИЦКИЙ Георгий
Петрович (1929 – 1994) – российский философ, психолог, методолог, создатель научной
школы методологии. Канд. философских наук (1964). В 1946 поступил на физический
фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова. В 1949 перевелся на
второй курс философского фак-та МГУ (философские
вопросы естествознания, логика и методология науки), который закончил в 1953. В
1952-1954 создает (вместе с Б.А. Грушиным, А.А. Зиновьевым и М.К. Мамардашвили)
Московский логический кружок (МЛК), который явился предшественником
появившегося в 1955 Московского методологического кружка – ММК, который Щ. вел
до конца своей жизни. После окончания ун-та работает школьным учителем
(1951-1958), одновременно разрабатывает проблемы взаимоотношений педагогики и
логики, социологии и психологии; проводит исследования мыслительной
деятельности, способов решения детьми арифметических задач, роли игровой
деятельности в детском сообществе и т.п. ("Языковое мышление и его
анализ" - тема его кандидатской диссертации). Опыт изучения, с одной
стороны, процедур и процессов мышления на материале истории науки и, с другой
стороны, формирования мыслительных навыков в процессе обучения был
отрефлексирован в идее и программе разработки новой
(содержательно-генетической) логике или, шире, эпистемологии. В 1958 Щ.
оставляет преподавание в школе и переходит в Издательство АПН РСФСР.
Одновременно работает в отделе теории журнала "Вопросы психологии".
Укрепляет и расширяет контакты с психологами, приобретшие регулярный характер начиная с 1954-55 гг. В 1958 г. организует
(совместно с В.В. Давыдовым и под патронажем П.А. Шеварева) Комиссию по
психологии мышления и логике (при Обществе психологов СССР), первое официальное
междисциплинарное объединение (ММК) - пока еще в основном философов и
психологов. В 1960 становится научным сотрудником лаборатории психологии и
психофизиологии НИИ дошкольного воспитания АПН РСФСР, где создает программу
операционально-деятельностного подхода к изучению и развитию мышления. В 1960-е
гг. разрабатывает представление об "объективной структуре мыслительной
деятельности", реконструируемой методологическими, по преимуществу,
средствами и "метод нормативного анализа деятельности". Используя в
качестве системообразующей категорию "норма" (культурная норма),
преобразует операционально-деятельностный подход в культурно-нормативный
(нормативно-деятельностный), развивает методологический вариант "теории
деятельности". В эти же годы объединяет методологические исследования с
системным подходом и разрабатывает основы методологии системно-структурных
исследований и разработок (ССМ, позже СМД-методология). Этому
способствовал организованный им в 1962 г. (совместно с
В.Н.
Садовским и Э.Г. Юдиным) междисциплинарный семинар по структурно-системным
методам анализа в науке и технике при совете по кибернетике АН СССР - одна из
форм и стадий развития ММК. С 1965
г. работает в проектно-исследовательских организациях до
перехода в 1974 г.
в Московский областной государственный институт физической культуры. В конце
70-х гг. реформирует ММК, который становится органом трансляции практических
форм организации мыследеятельности по образу методологического семинара (самого
ММК), с его особыми «организованностями» мышления и деятельности, как
самовоспроизводящейся формой междисциплинарной коллективной интеллектуальной
коммуникации. В 1980-е гг. Щ., совместно с учениками и последователями,
разрабатывает и отрабатывает специальные средства такой трансляции -
организационно-деятельностные игры (ОДИ), своеобразные гибридные игры,
соединяющие в себе свойства учебно-деловых игр и интеллектуального
методологического дискурса. Организация и проведение ОДИ, разработка средств их
интеллектуально-организационного обеспечения - основная его тема в НИИ ОиПП АПН
СССР, куда он в 1980 г.
переходит на работу (лаборатория принятия решений и психологии
оргуправленческой деятельности). С 1983 по 1992 гг. Щ. работает в
проектно-исследовательских организациях. С 1988 г. организует при Союзе
научных и инженерных обществ СССР Комитет по СМД-методологии и ОДИ, а при
комитете печатный орган - журнал "Вопросы методологии", в котором он
- гл. ред. За период 1979-1991 гг. организовал и провел свыше 90 игр (с
количеством участников от десяти до нескольких сот человек),
предметно-тематическим содержанием которых были
педагогика и психология, наука и производство, право и экология, экономика и
управление и т.д. и т.п. В ходе проведения широкомасштабных ОДИ обучил,
воспитал и приобщил к методологическому движению сотни специалистов,
демонстрируя и передовая им уникальный опыт педагога-организатора. Основные соч.Щ. представлены в «Избранных трудах», М.,1995.
А.А. Пископпель