ЩЕРБА Лев Владимирович (1880 –
1944) – российский филолог, лингвист, психолингвист. Основатель крупной
лингвистической школы, один из основоположников теории фонем, методист рус. и иностр. языков. Профессор (с
1916). Д. чл. АН СССР (1943) и АПН РСФСР (1944). Окончил историко-филологич. фак-т Петербургского ун-та (1903) и И.А. Бодуэн де Куртенэ,
под руководством которого Щ. занимался, оставляет его при кафедре сравнительной
грамматики и санскрита. После сдачи магистерских экзаменов (1906) Щ. едет в
командировку в Лейпциг, затем в Северную Италию, где самостоятельно изучает
живые тосканские диалекты. В 1907-1908 г. в Париже работает в лаборатории
экспериментальной фонетики Ж. П. Руссло, изучая фонетику ряда языков и экспериментальные
методы исследования. Вернувшись в Петербург (1909) избирается приват-доцентом и
начинает преподавательскую деятельность в Петербургском ун-те. В 1912 публикует
и защищает магистерскую дис.: «Русские гласные в качественном и количественном
отношении», где дал анализ понятия «фонемы», предвосхитив разработку теории
фонем в европейской лингвистике. В 1915 г. защищает докт. дис. - «Восточнолужицкое
наречие». В 1916 избирается профессором Петербургского ун-та (и находится в
этой должности до эвакуации из Ленинграда в 1941). В этот период участвует в
работе других учебных и научных учреждений, где занимается организационной,
педагогической и научной деятельностью. Начиная с 1920-х гг. Щ. - бессменный
председатель Лингвистического общества (продолжения лингвистического отделения
Неофилологического общества), в котором группирует вокруг себя лингвистов
разных специальностей. С 1923 по 1928
г. под редакцией Щ. выходит четыре выпуска сб. «Русская
речь», монография «Безграмотность и ее причины» (Л., 1927). В
1924 г
начинает плодотворную деятельность в области теории составления словарей
(«Русско-французский словарь», 9 изд., М., 1969), которая завершается
монографией «Опыт общей теории лексикографии» (1940). Еще одним важным
направлением его научной деятельности стали труды по теории и методике
преподавания иностранных языков. Щ. разработал принципы
обучения иностранным языкам в ун-тах и лингвистических ин-тах, на курсах для
взрослых, в средних общеобразовательных школах («Прподавание иностранных языков
в школе. Общие вопросы методики», М.-Л., 1947).
Отмечал невозможность создания универсальных методов обучения, стремился
применять средства филологии для общего развития и воспитания учащихся. В 1943
–1944 преподавал в МГУ. В марте 1944 г. возглавил во вновь
созданной АПН СССР историко-филологический отдел. Последним его
начинанием была организованная Диалектологической комиссией АН СССР конференция
по северорусским говорам в Вологде, где он был председателем и параллельно
проводил для ее участников семинар по фонетике. В августе 1944 серьезно
заболел, хотя первые месяцы еще продолжал работать. В декабре 1944 между двумя
операциями в больнице написал большую статью: «Очередные проблемы
языковедения». В первой части он излагает свои взгляды на изучение языка животных,
пишет о различии строя языков и обусловленности этого различия, о существующих
морфологических классификациях языков, о двуязычии; о понятиях слова, синтагмы,
предложения; об изучении языка жестов и речи афатиков, о проблеме понимания.
Вторая часть содержит наблюдения и размышления над современным русским языком и
его научной разработкой. Труды Щ. впоследствии стали основанием не только для
филологических и педагогических исследований, но и для развития психологии
речи, психолингвистики, психосемантики и др. направлений.
С.В.
Ильина, Л.А. Карпенко