ШАДРИКОВ Владимир Дмитриевич (р.
1939) - российский психолог, специалист в области психологии труда,
педагогической и дифференциальной психологии. Автор теории системогенеза
деятельности и теории способностей. Д-р психологических наук (1977), профессор
(1978). Чл.-кор. АПН СССР (1982). И.о. Президента АПН
СССР (1989-1990). Д.. чл. АПН СССР (с 1990) и РАО (с 1992). Засл. работник ВШ
РФ (1998). Научно-практическая деятельность Ш. была отмечена рядом общественных
наград: медалями (им. Н.К. Крупской, 1989; К.Д. Ушинского, 1989; А. С.
Макаренко, 1990); «Орденом Благоверного князя Даниила Московского» (Российская
Патриархия, 2001); «Орденом Почета» (указом Президента РФ за разработку Гос.
стандартов высшего проф. образования, 2002). За цикл работ по
психологии способностей Президиумом РАН Ш. была присуждена премия им. С.Л.
Рубинштейна (1996) и премия Президента РФ в обл. образования (за комплекс
работ: «Отечественное направление в психологии
творчества и одаренности», 1999). Образование получил в Ярославском Государственном педагогическом ин-те им. К.Д.
Ушинского (ЯрГПИ), закончив физико-математический фак-т (1962) и аспирантуру
кафедры психологии (1965-1968). В 1968 защитил канд. дис. на тему: «Сигнальное
программирование и оптимизация подачи информации оператору». С 1968 г. – преподаватель
кафедры психологии ЯрГПИ, доцент (1970). В 1970-е гг. принимал участие в
создании фак-та психологии вновь создаваемого
Ярославского Государственного университета (ЯрГУ). Был деканом фак-та психологии и зав. кафедрой «Психологии труда и
инженерной психологии» (1971-1982). С 1976 по 1982 – проректор по учебной
работе. В 1977 защитил докт. дис.: «Системный подход в психологии
производственного обучения». В 1982 - 1985 – ректор ЯрГПИ. В 1985 был приглашен
в Москву на должность зам. Министра просвещения СССР. В 1988 - 1991 – первый
зам. председателя Госкомитета СССР по народному образованию - Министр СССР.
Занимался совершенствованием содержания и организационных основ
общеобразовательной школы и педагогического образования. В 1991-2001 – зам.
министра образования РФ, в числе прочих дел занимался организацией разработок
Государственных образовательных стандартов для высшего профессионального
образования. С 2001 – профессор кафедры общей психологии и научный руководитель
фак-та психологии Высшей школы экономики МО и МЭ РФ.
Научная работа Ш. была связана с разработкой проблем системогенеза
профессиональной деятельности, а также теоретических и прикладных проблем
психологии профессионального обучения. Анализ процессов системогенеза
профессиональной деятельности показал, что научение в ходе освоения профессии
целесообразно рассматривать как процесс формирования системы деятельности
(«Психологический анализ деятельности (системогенетический подход)», 1979). Были
выделены основные компоненты ее структуры, раскрыто их содержание,
закономерности формирования и функционирования. Другое направление научных
исследований Ш. связано с изучением и развитием способностей. В предложенной им
теории способности рассматриваются на трех уровнях: индивида, субъекта
деятельности и личности. Было показано, что способности индивида определяются
свойствами функциональных систем, реализующих отдельные психические функции,
которые в процессе освоения конкретной деятельности приобретают черты
оперативности. На уровне личности способности (наряду с природными механизмами)
начинают определяться духовными качествами. Раскрывается генезис развития
способностей от биологических к духовным.
Показывается, что невозможно дать полную характеристику способностей,
ограничиваясь только одним аспектом: природным, деятельностным или социальным.
Большое внимание Ш. и его ученики уделяли вопросам диагностики способностей,
проектированию психодиагностических методик, разработке комплексных методик
диагностики мнемических способностей, исследованию возможностей использования
вычислительной техники в психодиагностических и профориентационных процедурах,
выявлению принципов профессиональной психодиагностики. Ш. - автор более 20
монографий и учебных пособий, основные из которых:
«Проблемы системогенеза профессиональной деятельности», М., 1982; «Философия
образования и образовательные политики», М., 1994; «Психологическая
деятельность и способности человека», М., 1996; «Способности человека»,
М.-Воронеж, 1997; «Происхождение человечности», М., 2001; «Введение в
психологию. Мир внутренней жизни человека», М., 2002.
Л.А.Карпенко,
В.А.Кольцова