ШАДРИКОВ Владимир Дмитриевич (р. 1939) - российский психолог, специалист в области психологии труда, педагогической и дифференциальной психологии. Автор теории системогенеза деятельности и теории способностей. Д-р психологических наук (1977), профессор (1978). Чл.-кор. АПН СССР (1982). И.о. Президента АПН СССР (1989-1990). Д.. чл. АПН СССР (с 1990) и РАО (с 1992). Засл. работник ВШ РФ (1998). Научно-практическая деятельность Ш. была отмечена рядом общественных наград: медалями (им. Н.К. Крупской, 1989; К.Д. Ушинского, 1989; А. С. Макаренко, 1990); «Орденом Благоверного князя Даниила Московского» (Российская Патриархия, 2001); «Орденом Почета» (указом Президента РФ за разработку Гос. стандартов высшего проф. образования, 2002). За цикл работ по психологии способностей Президиумом РАН Ш. была присуждена премия им. С.Л. Рубинштейна (1996) и премия Президента РФ в обл. образования (за комплекс работ: «Отечественное направление в психологии творчества и одаренности», 1999). Образование получил в Ярославском Государственном педагогическом ин-те им. К.Д. Ушинского (ЯрГПИ), закончив физико-математический фак-т (1962) и аспирантуру кафедры психологии (1965-1968). В 1968 защитил канд. дис. на тему: «Сигнальное программирование и оптимизация подачи информации оператору». С 1968 г. – преподаватель кафедры психологии ЯрГПИ, доцент (1970). В 1970-е гг. принимал участие в создании фак-та психологии вновь создаваемого Ярославского Государственного университета (ЯрГУ). Был деканом фак-та психологии и зав. кафедрой «Психологии труда и инженерной психологии» (1971-1982). С 1976 по 1982 – проректор по учебной работе. В 1977 защитил докт. дис.: «Системный подход в психологии производственного обучения». В 1982 - 1985 – ректор ЯрГПИ. В 1985 был приглашен в Москву на должность зам. Министра просвещения СССР. В 1988 - 1991 – первый зам. председателя Госкомитета СССР по народному образованию - Министр СССР. Занимался совершенствованием содержания и организационных основ общеобразовательной школы и педагогического образования. В 1991-2001 – зам. министра образования РФ, в числе прочих дел занимался организацией разработок Государственных образовательных стандартов для высшего профессионального образования. С 2001 – профессор кафедры общей психологии и научный руководитель фак-та психологии Высшей школы экономики МО и МЭ РФ. Научная работа Ш. была связана с разработкой проблем системогенеза профессиональной деятельности, а также теоретических и прикладных проблем психологии профессионального обучения. Анализ процессов системогенеза профессиональной деятельности показал, что научение в ходе освоения профессии целесообразно рассматривать как процесс формирования системы деятельности («Психологический анализ деятельности (системогенетический подход)», 1979). Были выделены основные компоненты ее структуры, раскрыто их содержание, закономерности формирования и функционирования. Другое направление научных исследований Ш. связано с изучением и развитием способностей. В предложенной им теории способности рассматриваются на трех уровнях: индивида, субъекта деятельности и личности. Было показано, что способности индивида определяются свойствами функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые в процессе освоения конкретной деятельности приобретают черты оперативности. На уровне личности способности (наряду с природными механизмами) начинают определяться духовными качествами. Раскрывается генезис развития способностей от биологических к духовным. Показывается, что невозможно дать полную характеристику способностей, ограничиваясь только одним аспектом: природным, деятельностным или социальным. Большое внимание Ш. и его ученики уделяли вопросам диагностики способностей, проектированию психодиагностических методик, разработке комплексных методик диагностики мнемических способностей, исследованию возможностей использования вычислительной техники в психодиагностических и профориентационных процедурах, выявлению принципов профессиональной психодиагностики. Ш. - автор более 20 монографий и учебных пособий, основные из которых: «Проблемы системогенеза профессиональной деятельности», М., 1982; «Философия образования и образовательные политики», М., 1994; «Психологическая деятельность и способности человека», М., 1996; «Способности человека», М.-Воронеж, 1997; «Происхождение человечности», М., 2001; «Введение в психологию. Мир внутренней жизни человека», М., 2002.

Л.А.Карпенко, В.А.Кольцова