File:Sigmund freud um 1905.jpgШАКУРОВ Рафаил Хайрулович (р. 1930) – российский психолог, специалист в области социальной и педагогической психологии. Автор социально-психологической концепции руководства педагогическим коллективом. Д-р психологических наук (1980), профессор (1984), д. чл. АПН СССР (1989) и РАО (1993). С 1997 – председатель Поволжского регионального отделения РАО. Окончив географический фак-т Казанского государственного ун-та (1953), работал директором школы (1953 – 1963). С 1963 по 1965 учился в аспирантуре НИИ психологии Министерства просвещения УССР (Киев). С 1965 по 1976 г. работал в этом институте, защитив в 1967 г. под руководством Г.С. Костюка канд. дис. по педагогике: «Вопросы национального развития ребенка». В 1969 г. возглавил одну из первых в СССР лабораторий социальной психологии, где исследовались социально-психологические проблемы управления педагогическим коллективом («Директор школы и педагогический коллектив. Социально-психологический аспект», Киев, 1975). В 1976 г. был приглашен в Казань, где участвовал в организации НИИ профессионально-технической педагогики и создал лабораторию психологии управления педагогическим коллективом (1976-1984). В 1978 г. защитил докт. дис. «Исследование социально-психологических механизмов руководства педагогическим коллективом», опубликовав результаты в монографиях: «Директор и микроклимат учительского коллектива», М., 1979; «Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом», М., 1982. Разработанная Ш. социально-психологическая концепция руководства педагогическим коллективом использовалась в качестве учебной дисциплины в педагогических вузах. В 1984 вернулся в Киев, где до 1986 работал в Институте философии АН УССР над проблемой воспитания молодых рабочих на производстве в условиях бригадной организации труда («Творческий рост педагога», М., 1985). В 1986 вернулся в Казань на прежнее место работы, где работает по настоящее время. Здесь развернул новое направление исследований: психологическая перестройка личности («Психология перестройки», Казань, 1988; «Перестройка управления: психологический аспект», Киев, 1988). В 1990-х гг. основное направление исследований переместилось в область проблем мотивации учения («Мотивация и стимулирование качества педагогической деятельности в средних специальных учебных заведениях», Казань, 1996 /в соавт./; «Ценностные ориентации студентов», Казань, 1998,/в соавт./).

Л.А. Карпенко.