ШАКУРОВ Рафаил Хайрулович (р. 1930)
– российский психолог, специалист в области социальной и педагогической
психологии. Автор социально-психологической концепции руководства
педагогическим коллективом. Д-р психологических наук (1980), профессор (1984), д.
чл. АПН СССР (1989) и РАО (1993). С 1997 – председатель Поволжского
регионального отделения РАО. Окончив географический
фак-т Казанского государственного ун-та (1953), работал директором школы (1953
– 1963). С 1963 по 1965 учился в аспирантуре НИИ психологии Министерства
просвещения УССР (Киев). С 1965 по 1976 г. работал в этом институте, защитив в 1967 г. под руководством
Г.С. Костюка канд. дис. по педагогике: «Вопросы национального развития
ребенка». В 1969
г. возглавил одну из первых в СССР лабораторий
социальной психологии, где исследовались социально-психологические проблемы
управления педагогическим коллективом («Директор школы и педагогический
коллектив. Социально-психологический аспект», Киев, 1975). В 1976 г. был приглашен в
Казань, где участвовал в организации НИИ профессионально-технической педагогики
и создал лабораторию психологии управления педагогическим коллективом
(1976-1984). В 1978 г.
защитил докт. дис. «Исследование социально-психологических механизмов
руководства педагогическим коллективом», опубликовав результаты в монографиях:
«Директор и микроклимат учительского коллектива», М., 1979;
«Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом»,
М., 1982. Разработанная Ш. социально-психологическая концепция руководства
педагогическим коллективом использовалась в качестве учебной дисциплины в
педагогических вузах. В 1984 вернулся в Киев, где до 1986 работал в Институте
философии АН УССР над проблемой воспитания молодых рабочих на производстве в
условиях бригадной организации труда («Творческий рост педагога», М., 1985). В
1986 вернулся в Казань на прежнее место работы, где работает по настоящее
время. Здесь развернул новое направление исследований: психологическая
перестройка личности («Психология перестройки», Казань, 1988; «Перестройка
управления: психологический аспект», Киев, 1988). В 1990-х гг. основное
направление исследований переместилось в область проблем мотивации учения
(«Мотивация и стимулирование качества педагогической деятельности в средних
специальных учебных заведениях», Казань, 1996 /в соавт./; «Ценностные
ориентации студентов», Казань, 1998,/в соавт./).
Л.А.
Карпенко.