http://www.voppsy.ru/necro/necroSheh.files/image004.jpgШЕХТЕР Марк Семенович (1929 - 2006) - российский психолог, специалист в области общей и когнитивной психологии, психологии восприятия. Автор концепции о природе «свернутого» действия и концепции о трехстадийном развитии восприятия. Д-р психол. наук (1981). За цикл работ по проблемам опознания (1981-1998) был удостоен премии им. Г.И. Челпанова. Заслуги Ш. отмечены в международном справочнике «Who is who». Окончил психологическое отделение философского фак-та МГУ им. М.В. Ломоносова (1947-1953) и в течение трех лет работал в школе преподавателем психологии и логики. В 1956-1959 гг. учился в аспирантуре МГПИ им. В.П. Потемкина, после чего работал в НИИ дефектологии АПН РСФСР. С 1962 работает в НИИ ОиПП АПН СССР (ныне ПИ РАО). В 1964 защитил канд. дис.: "Проблема симультанного узнавания". Полученные результаты и выдвинутые на их основании гипотезы были опубликованы в монографии: "Психологические проблемы узнавания" (1967). С 1978 г. – с.н.с. лаборатории Математического моделирования психических процессов и зав. сектором распознавания рукописного текста. В 1981 защитил докт. дис.: "Закономерности и механизмы зрительного опознания", в этом же году вышла его вторая монография "Зрительное опознание: закономерности и механизмы». С 1992 – вед.с. группы психологии развития познавательных процессов, с 2000 – гл.н.с. и руководитель группы исследования перцепции. Основные научные интересы Ш. сосредоточены на проблеме психологического механизма «свернутого» действия, т.е. действия, которое не включает в себя цепочку познавательных шагов, коим человек обучался, и поэтому занимает гораздо меньше времени. Важность этой проблемы, которую Ш. разрабатывал на материале опознавания объектов, определяется тем, что у обученного взрослого человека большинство познавательных актов осуществляется в «свернутом виде». На основании многолетних экспериментальных исследований Ш. подверг критике широко распространенное представление о том, что «одномоментное» опознание является замаскированной формой отрабатывавшегося в обучении действия – последовательной оценки ряда признаков объекта, которое после многих упражнений протекает исключительно быстро, в сокращенном виде и на подсознательном уровне восприятия. Было экспериментально показано, что главный «секрет» одномоментного опознания состоит в использовании сформировавшихся новообразований – целостных образов-эталонов, которые не разлагаются на компоненты и участвуют в процессах сличения как неделимые, атомарные единицы. В отличие от «гештальтов» эти целостные образы в своей зрелой, развитой форме являются постаналитическими. Были выявлены условия, способствующие в период обучения формированию указанного нового способа ориентации человека в опознавательных актах. Результаты научных и экспериментальных исследований были обобщены Ш. в концепции о трехстадийном развитии восприятия «по спирали», совершающемся и в генезе и в микрогенезе одномоментного зрительного опознания. Первая стадия – не разлагаемый, но пока еще диффузный, расплывчатый, образ объекта. Вторая стадия – выделение его элементов; на третьей стадии вновь фигурирует не разлагаемый образ, но он более высокого порядка, чем первоначальный целостный образ, т.к. благодаря предшествующей аналитической стадии является достаточно четким, недиффузным образом («О роли и видах образов в познавательных процессах»/Психологический журнал, 2001). Ш. ввел также классификацию опознавательных эталонов на двух основаниях: (1) разделение эталонов на целостные; (2) на «жесткие» и «мягкие». Последние требуют - для позитивного решения процессов сличения – не тождества, а лишь определенной степени близости эталона и воспринимаемого объекта. Когда эталон и целостный, и «мягкий», то это существенно ускоряет выдвижение гипотезы или принятия решения о характере предъявленного объекта. Ш. автор ряда трудов, переведенных на нем. и голландский языки. Научный ред. (совм. с Б.М. Величковским) коллективной монографии: «Познавательные процессы: ощущение, восприятие», М., 1982. Ред. и соавт. учебн. пособий: «Психологические и физиологические рекомендации по использованию ЭВМ в обучении» (1989); «Психологические рекомендации по организации графической и знаковой частей компьютерных обучающих программ» (1990).

Л.А. Карпенко