ШЕХТЕР Марк Семенович (1929 - 2006) - российский психолог, специалист в области
общей и когнитивной психологии, психологии восприятия. Автор концепции о
природе «свернутого» действия и концепции о трехстадийном развитии восприятия.
Д-р психол. наук (1981). За цикл работ по проблемам опознания (1981-1998) был
удостоен премии им. Г.И. Челпанова. Заслуги Ш. отмечены в международном
справочнике «Who is who». Окончил
психологическое отделение философского фак-та МГУ им.
М.В. Ломоносова (1947-1953) и в течение трех лет работал в школе преподавателем
психологии и логики. В 1956-1959 гг. учился в аспирантуре МГПИ им. В.П.
Потемкина, после чего работал в НИИ дефектологии АПН РСФСР. С 1962 работает в
НИИ ОиПП АПН СССР (ныне ПИ РАО). В 1964 защитил канд. дис.: "Проблема симультанного
узнавания". Полученные результаты и выдвинутые на их основании гипотезы
были опубликованы в монографии: "Психологические проблемы узнавания"
(1967). С 1978 г.
– с.н.с. лаборатории Математического моделирования психических процессов и зав.
сектором распознавания рукописного текста. В 1981 защитил докт. дис.:
"Закономерности и механизмы зрительного опознания", в этом же году
вышла его вторая монография "Зрительное опознание: закономерности и
механизмы». С 1992 – вед.н.с. группы психологии
развития познавательных процессов, с 2000 – гл.н.с. и руководитель группы
исследования перцепции. Основные научные интересы Ш. сосредоточены на проблеме
психологического механизма «свернутого» действия, т.е. действия, которое не
включает в себя цепочку познавательных шагов, коим человек обучался, и поэтому занимает гораздо меньше времени. Важность этой проблемы,
которую Ш. разрабатывал на материале опознавания объектов, определяется тем,
что у обученного взрослого человека большинство познавательных актов осуществляется
в «свернутом виде». На основании многолетних экспериментальных исследований Ш.
подверг критике широко распространенное представление о том, что
«одномоментное» опознание является замаскированной формой отрабатывавшегося в
обучении действия – последовательной оценки ряда признаков объекта, которое
после многих упражнений протекает исключительно быстро, в сокращенном виде и на
подсознательном уровне восприятия. Было экспериментально показано, что главный
«секрет» одномоментного опознания состоит в использовании сформировавшихся
новообразований – целостных образов-эталонов, которые не разлагаются на
компоненты и участвуют в процессах сличения как неделимые, атомарные единицы. В
отличие от «гештальтов» эти целостные образы в своей зрелой, развитой форме являются
постаналитическими. Были выявлены условия, способствующие в период обучения
формированию указанного нового способа ориентации человека в опознавательных
актах. Результаты научных и экспериментальных исследований были обобщены Ш. в
концепции о трехстадийном развитии восприятия «по спирали», совершающемся и в
генезе и в микрогенезе одномоментного зрительного опознания. Первая стадия – не
разлагаемый, но пока еще диффузный, расплывчатый, образ объекта. Вторая стадия
– выделение его элементов; на третьей стадии вновь фигурирует не разлагаемый
образ, но он более высокого порядка, чем первоначальный целостный образ, т.к.
благодаря предшествующей аналитической стадии является достаточно четким,
недиффузным образом («О роли и видах образов в познавательных процессах»/Психологический
журнал, 2001). Ш. ввел также классификацию опознавательных эталонов на двух
основаниях: (1) разделение эталонов на целостные; (2) на «жесткие» и «мягкие».
Последние требуют - для позитивного решения процессов сличения – не тождества,
а лишь определенной степени близости эталона и воспринимаемого объекта. Когда
эталон и целостный, и «мягкий», то это существенно ускоряет выдвижение гипотезы
или принятия решения о характере предъявленного объекта. Ш. автор ряда трудов,
переведенных на нем. и голландский языки. Научный ред.
(совм. с Б.М. Величковским) коллективной монографии: «Познавательные процессы:
ощущение, восприятие», М., 1982. Ред. и соавт. учебн. пособий: «Психологические
и физиологические рекомендации по использованию ЭВМ в обучении» (1989);
«Психологические рекомендации по организации графической и знаковой частей
компьютерных обучающих программ» (1990).
Л.А. Карпенко