ШЕВАРЁВ Петр Алексеевич (1892 - 1972) - российский психолог, специалист в области когнитивной психологии, автор теории обобщенных ассоциаций в умственной деятельности. Д-р психологических наук (1960), профессор, чл.-кор. АПН СССР. Окончил в 1915 г. историко-филологический факультет МГУ и аспирантуру при кафедре психологии (1915-1919). С 1919 по 1920 -преподавал психологию в Тамбовском ун-те. В 1921-1923 - ассистент отделения прикладной психологии Психологического ин-та при Московском ун-те. С 1923 по 1925 гг. - педагог-психолог Приемно-наблюдательного пункта для беспризорных детей, одновременно преподает в Академии социального воспитания, в Институте физкультуры, в Высшей школе военной маскировки, затем на Педагогических курсах при Московском высшем техническом училище. В 1931 г. возвращается в Институт психологии и сначала работает с.н.с., затем зав. лабораторией, отделом общей психологии (1947-1955), работает зам. директора по научной работе (1958-1961) и одновременно зав. лабораторией восприятия и памяти. В 1960 защитил докт. дис. «Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника». До 1969 – зав. лабораторией восприятия. Под его руководством проводились исследования формированию понятий у детей. Другое направление исследований было связано с разработкой психологических основ преподавания ряда учебных предметов в школе. Результаты исследований были опубликованы в книге «Обобщение ассоциаций в учебной работе школьника» (1959). Все ассоциации сводил к ассоциациям по смежности. Отвергал существование ассоциаций по сходству, доказывая, что они так же являются особым видом ассоциаций по смежности. Создал две классификации ассоциаций. Первая построена на основании признаков константности—вариативности и конкретности-обобщенности, присущих каждому из двух членов ассоциации. Выделены 4 семейства ассоциаций: константные, семивариативные, асбтрактно-вариативные, конкретно-вариативные. Все семейства распадаются на две большие группы: константные и вариативные (обобщенные). Вторая классификация включает в себя три группы ассоциаций в зависимости от того, входит ли в их состав сознавание задания, и если входит, то в какие члены ассоциаций. Они названы альфа-, бета- и гамма-ассоциациями. Весьма важны для практики были его исследования по вопросам восприятия и применения цвета в архитектуре. В результате совместно с С.С. Алексеевым и Б.М. Тепловым был создан специальный курс цветоведения для архитектурных вузов, в котором данные психологии и психофизиологии использовались для решения практических задач по цветовому оформлению архитектурных сооружений. Основные труды: «К вопросу о структуре восприятия», 1962; «О роли ассоциаций в процессах мышления», 1966.

С.В. Ильина