ШЕВАРЁВ Петр Алексеевич (1892 -
1972) - российский психолог, специалист в области когнитивной психологии, автор
теории обобщенных ассоциаций в умственной деятельности. Д-р психологических
наук (1960), профессор, чл.-кор. АПН СССР. Окончил в 1915 г.
историко-филологический факультет МГУ и аспирантуру при кафедре психологии
(1915-1919). С 1919 по 1920 -преподавал психологию в Тамбовском ун-те. В
1921-1923 - ассистент отделения прикладной психологии Психологического ин-та
при Московском ун-те. С 1923 по 1925 гг. - педагог-психолог
Приемно-наблюдательного пункта для беспризорных детей, одновременно преподает в
Академии социального воспитания, в Институте физкультуры, в Высшей школе
военной маскировки, затем на Педагогических курсах при Московском высшем
техническом училище. В 1931 г.
возвращается в Институт психологии и сначала работает с.н.с.,
затем зав. лабораторией, отделом общей психологии
(1947-1955), работает зам. директора по научной работе (1958-1961) и
одновременно зав. лабораторией восприятия и памяти. В 1960 защитил докт. дис.
«Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника». До 1969 – зав. лабораторией
восприятия. Под его руководством проводились исследования формированию понятий
у детей. Другое направление исследований было связано с разработкой
психологических основ преподавания ряда учебных предметов в школе. Результаты
исследований были опубликованы в книге «Обобщение ассоциаций в учебной работе
школьника» (1959). Все ассоциации сводил к ассоциациям по смежности. Отвергал
существование ассоциаций по сходству, доказывая, что они так же являются особым
видом ассоциаций по смежности. Создал две классификации ассоциаций. Первая
построена на основании признаков константности—вариативности и
конкретности-обобщенности, присущих каждому из двух членов ассоциации. Выделены
4 семейства ассоциаций: константные, семивариативные, асбтрактно-вариативные,
конкретно-вариативные. Все семейства распадаются на две большие группы:
константные и вариативные (обобщенные). Вторая классификация включает в себя
три группы ассоциаций в зависимости от того, входит ли в их состав сознавание
задания, и если входит, то в какие члены ассоциаций. Они названы альфа-, бета- и гамма-ассоциациями. Весьма важны для практики были его
исследования по вопросам восприятия и применения цвета в архитектуре. В
результате совместно с С.С. Алексеевым и Б.М. Тепловым был создан специальный
курс цветоведения для архитектурных вузов, в котором данные психологии и
психофизиологии использовались для решения практических задач по цветовому
оформлению архитектурных сооружений. Основные труды: «К вопросу о структуре
восприятия», 1962; «О роли ассоциаций в процессах мышления», 1966.
С.В. Ильина