http://www.museum.ikprao.ru/_mod_files/ce_images/shif/index.gifШИФ Жозефина Ильинична (1904 – 1978) – российский психолог, дефектолог. Специалист в области общей психологии, сурдопсихологии, олигофренопсихологии. Д-р психологических наук (1968), профессор (1970). Награждена орденом «Знак почета» (1954), была отмечена премиями АПН СССР. После окончания Ленинградского педагогического ин-та им. А.И. Герцена (1926), семь лет работала учительницей младших классов массовой школы. В 1930 - 1932 г училась в аспирантуре Ленинградского педагогического ин-та, проводила исследования под руководством Л.С. Выготского и защитила канд. дис. на тему «Развитие научных понятий у школьников» (1934 г.). В 1935 г. опубликовала книгу с тем же названием с предисловием Л.С. Выготского. В 1936 г. в связи с «разгромом» педологии была лишена ученой степени канд. педагогических наук (восстановлена в 1946). Вся последующая научная деятельность Ш. (1934-1978) была связана с НИИ дефектологии АПН (с 1993 - Институт коррекционной педагогики РАО). Изучала проблемы обучения и психического развития аномальных детей, уделяя особое внимание формированию речи и мышления у глухих и умственно отсталых школьников, а также общим вопросам специальной психологии. В 1941-1942 гг., находясь в эвакуации в г. Куйбышеве, заведовала Методическим кабинетом детских домов, организовывала детские дома для детей, вывезенных из Ленинграда после первого прорыва блокады. В 1943-1945 гг. участвовала в работе госпиталя черепно-мозговых ранений (руководитель – академик Н.Н. Бурденко), восстанавливала речь раненым. В послевоенные годы уделяла большое внимание изучению развития умственной деятельности глухих детей при усвоении ими грамматического строя языка; изучались также сенсорные предпосылки овладения речью, «аграмматизмы» глухих, их отношение к овладению словесной речью, влияние обучения на изменение этих отношений в ходе развития детей, потенциальные возможности глухих учащихся. Много лет Ш. возглавляла лабораторию олигофренопсихологии, в которой по результатам исследований был создан ряд широко известных в области дефектологии книг. Наряду с исследовательской занималась преподавательской деятельностью: более четверти века (с 1945 г.) читала лекции по общей и специальной психологии в Городском педагогическом ин-те им. В.П. Потемкина и Государственном педагогическом ин-те им. В.И. Ленина. В своей научной деятельности сочетала два подхода к изучению аномальных детей – педагогический и психологический, всегда стремилась приблизить теоретические исследования к практике обучения. Основные труды: «Развитие научных понятий у школьников», М-Л., 1935; «Очерки психологии усвоения русского языка глухонемыми школьниками», М., 1954; «Усвоение языка и развитие мышления глухих детей», М., 1968; «Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы», М., 1965, соавтор и ред.; «Психология глухих детей», М., 1971, соавт. и ред. Многие работы Ш. переведены на ряд иностр. языков

Т.Ф. Костина