ШИФ Жозефина Ильинична (1904 –
1978) – российский психолог, дефектолог. Специалист в области общей психологии,
сурдопсихологии, олигофренопсихологии. Д-р психологических наук (1968),
профессор (1970). Награждена орденом «Знак почета» (1954), была отмечена премиями
АПН СССР. После окончания Ленинградского педагогического ин-та им. А.И. Герцена
(1926), семь лет работала учительницей младших классов массовой школы. В 1930 -
1932 г
училась в аспирантуре Ленинградского педагогического ин-та, проводила
исследования под руководством Л.С. Выготского и защитила канд. дис. на тему
«Развитие научных понятий у школьников» (1934 г.). В 1935 г. опубликовала книгу с
тем же названием с предисловием Л.С. Выготского. В 1936 г. в связи с
«разгромом» педологии была лишена ученой степени канд. педагогических наук
(восстановлена в 1946). Вся последующая научная деятельность Ш. (1934-1978)
была связана с НИИ дефектологии АПН (с 1993 - Институт коррекционной педагогики
РАО). Изучала проблемы обучения и психического развития аномальных детей,
уделяя особое внимание формированию речи и мышления у глухих и умственно
отсталых школьников, а также общим вопросам специальной психологии. В 1941-1942
гг., находясь в эвакуации в г. Куйбышеве, заведовала
Методическим кабинетом детских домов, организовывала детские дома для детей,
вывезенных из Ленинграда после первого прорыва блокады. В 1943-1945 гг.
участвовала в работе госпиталя черепно-мозговых ранений (руководитель –
академик Н.Н. Бурденко), восстанавливала речь раненым. В послевоенные годы уделяла
большое внимание изучению развития умственной деятельности глухих детей при
усвоении ими грамматического строя языка; изучались также сенсорные предпосылки
овладения речью, «аграмматизмы» глухих, их отношение к овладению словесной
речью, влияние обучения на изменение этих отношений в ходе развития детей,
потенциальные возможности глухих учащихся. Много лет Ш. возглавляла лабораторию
олигофренопсихологии, в которой по результатам исследований был создан ряд
широко известных в области дефектологии книг. Наряду с
исследовательской занималась преподавательской деятельностью: более четверти
века (с 1945 г.)
читала лекции по общей и специальной психологии в Городском педагогическом
ин-те им. В.П. Потемкина и Государственном педагогическом ин-те им. В.И.
Ленина. В своей научной деятельности сочетала два подхода к изучению
аномальных детей – педагогический и психологический, всегда стремилась
приблизить теоретические исследования к практике обучения. Основные труды: «Развитие научных понятий у школьников», М-Л., 1935; «Очерки
психологии усвоения русского языка глухонемыми школьниками», М., 1954;
«Усвоение языка и развитие мышления глухих детей», М., 1968; «Особенности
умственного развития учащихся вспомогательной школы», М., 1965, соавтор и ред.;
«Психология глухих детей», М., 1971, соавт. и ред. Многие работы Ш. переведены
на ряд иностр. языков
Т.Ф. Костина