ШОРОХОВА Екатерина Васильевна  (1922 - 2004) - российский психолог, философ, специалист в области проблем марксистской психологии. Основные области исследований: методология психологии, история психологии, философские проблемы психологии и физиологии ВНД, психология личности, социальная психология. Д-р философских наук (1962), профессор (1963), засл. деятель науки РСФСР (1986). Вице-президент Общества психологов СССР (с 1963). Чл. ред. журналов: «Вопросы психологии» (до 1989), «Психологического журнала» (1980-2002). Награждена медалями (1961, 1970) и двумя орденами «Знак Почета» (1971, 1975). Закончила психологическое отделение философского фак-та ЛГУ (1947) и аспирантуру Института философии АH СССР (1951). Защитила канд. дис.: «Материалистическое учение И.П. Павлова о сигнальных системах» (1951), опубликовав и 1952 г. монографию с тем же названием. С 1947 по 1972 работала в Институте философии АН СССР, являлась ученым секретарем ин-та (1955-1957). Возглавила после кончины С.Л. Рубинштейна сектор философских проблем психологии (1960-1972). В 1961 публикует монографию «Проблема сознания в философии и естествознании», на основании которой защищает докт. дис. по философии (1962). С 1972 работает в ИП АН СССР. Занимала должность зам. директора ИП АН СССР и зав. лабораторией социальной психологии (1972-1988). В настоящее время –гл.н.с. ИП РАН. Разрабатывая философские проблемы психологии, исследовала соотношение психологии и физиологии ВНД («Философские проблемы психологии и физиологии высшей нервной деятельности»/под ред. Ш.и др., 1963). Характеризовала сознание как комплексную проблему современной науки, выделила специфику психологического подхода к сознанию: осознанное и неосознанное отражение, индивидуальное и общественное сознание, проблема самосознания и др. Рассматривала значение принципа детерминизма и его место в методологии психологии; анализировала проблему связи биологического и социального в формировании психики человека, соотношение физиологического и психического. Работы в области истории психологии были связаны с анализом истории фрейдизма (как одного из ведущих направлений современной психологии), с исследованием психологических идей С.Л. Рубинштейна, К.Д. Ушинского, В.Х. Кандинского, В.Н. Мясищева, В. Вундта. Одной из первых Ш. приступила к разработке проблем социальной психологии в СССР, активно участвовала в 60-е гг. в обсуждении ее предмета. Исследовала вопросы методологии социальной психологии, психологические механизмы социальной регуляции поведения, условия формирования социально-психологического климата, социальной психологии личности, психологии больших социальных групп и коллективов, психологии совместной деятельности и общения. В качестве основных категорий социальной психологии выделила отражение и общение. Предложила классификацию методологических принципов социальной психологии, обосновав их эвристическое значение. Выявила тенденции исследований психологии личности в отечественной психологии, специфические особенности социально-психологического подхода к личности по сравнению с общепсихологическим и социологическим подходами, сформулировала положение об объективном и субъективном путях формирования личности, о смещении акцентов с общественной на индивидуальную детерминацию в процессе ее развития. Анализ больших социальных групп и коллективов позволил установить особенности психологии крестьянства, сделать исторический срез развития трудовой деятельности, потребностей, семейных отношений, религиозных верований крестьян Пошехонья в дореформенной России, после революции и в современных условиях («Особенности психологии крестьянства. Прошлое и настоящее», 1983, в соавт.). Предметом дальнейших исследований Ш. являлась проблема образа жизни: была дана его характеристика, выявлены тенденции его проявлений и развития в сфере производства, семейных отношений, общественной деятельности, быта и досуга. В сфере социальной психологии исследовала психологические характеристики производственных коллективов и закономерности управления ими. Изучение совместной деятельности и общения позволило выявить факторы доверительного и затрудненного общения; установить, что социальная регуляция поведения выступает как функция общения, рассмотреть стиль общения как важный фактор эффективности деятельности малых групп, раскрыть особенности совместной деятельности в экстремальных условиях. Ш. является организатором и ответственным редактором 50 коллективных монографий и сборников статей.

В.А. Кольцова