ШОРОХОВА Екатерина Васильевна
(1922 - 2004) - российский психолог, философ, специалист в области
проблем марксистской психологии. Основные области исследований:
методология психологии, история психологии, философские проблемы психологии и
физиологии ВНД, психология личности, социальная психология. Д-р философских
наук (1962), профессор (1963), засл. деятель науки РСФСР (1986). Вице-президент
Общества психологов СССР (с 1963). Чл. ред. журналов: «Вопросы психологии» (до
1989), «Психологического журнала» (1980-2002). Награждена
медалями (1961, 1970) и двумя орденами «Знак Почета» (1971, 1975). Закончила
психологическое отделение философского фак-та ЛГУ (1947) и аспирантуру
Института философии АH СССР (1951). Защитила канд. дис.:
«Материалистическое учение И.П. Павлова о сигнальных системах» (1951),
опубликовав и 1952 г.
монографию с тем же названием. С 1947 по 1972 работала в Институте философии АН
СССР, являлась ученым секретарем ин-та (1955-1957). Возглавила после кончины С.Л.
Рубинштейна сектор философских проблем психологии (1960-1972). В 1961 публикует
монографию «Проблема сознания в философии и естествознании», на основании
которой защищает докт. дис. по философии (1962). С 1972 работает в ИП АН СССР.
Занимала должность зам. директора ИП АН СССР и зав. лабораторией социальной
психологии (1972-1988). В настоящее время –гл.н.с. ИП
РАН. Разрабатывая философские проблемы психологии, исследовала соотношение
психологии и физиологии ВНД («Философские проблемы психологии и физиологии
высшей нервной деятельности»/под ред. Ш.и др., 1963). Характеризовала сознание
как комплексную проблему современной науки, выделила специфику психологического
подхода к сознанию: осознанное и неосознанное отражение, индивидуальное и
общественное сознание, проблема самосознания и др. Рассматривала значение
принципа детерминизма и его место в методологии психологии; анализировала
проблему связи биологического и социального в формировании психики человека,
соотношение физиологического и психического. Работы в области истории
психологии были связаны с анализом истории фрейдизма (как одного из ведущих
направлений современной психологии), с исследованием психологических идей С.Л.
Рубинштейна, К.Д. Ушинского, В.Х. Кандинского, В.Н. Мясищева, В. Вундта. Одной из
первых Ш. приступила к разработке проблем социальной психологии в СССР, активно
участвовала в 60-е гг. в обсуждении ее предмета. Исследовала вопросы
методологии социальной психологии, психологические механизмы социальной
регуляции поведения, условия формирования социально-психологического климата,
социальной психологии личности, психологии больших социальных групп и
коллективов, психологии совместной деятельности и общения. В качестве основных
категорий социальной психологии выделила отражение и общение. Предложила
классификацию методологических принципов социальной психологии, обосновав их
эвристическое значение. Выявила тенденции исследований
психологии личности в отечественной психологии, специфические особенности
социально-психологического подхода к личности по сравнению с
общепсихологическим и социологическим подходами, сформулировала положение об
объективном и субъективном путях формирования личности, о смещении акцентов с
общественной на индивидуальную детерминацию в процессе ее развития. Анализ больших социальных групп и коллективов позволил установить
особенности психологии крестьянства, сделать исторический срез развития
трудовой деятельности, потребностей, семейных отношений, религиозных верований
крестьян Пошехонья в дореформенной России, после революции и в современных
условиях («Особенности психологии крестьянства. Прошлое
и настоящее», 1983, в соавт.). Предметом дальнейших исследований Ш.
являлась проблема образа жизни: была дана его характеристика, выявлены
тенденции его проявлений и развития в сфере производства, семейных отношений,
общественной деятельности, быта и досуга. В сфере социальной психологии
исследовала психологические характеристики производственных коллективов и
закономерности управления ими. Изучение совместной деятельности и общения
позволило выявить факторы доверительного и затрудненного общения; установить,
что социальная регуляция поведения выступает как функция общения, рассмотреть
стиль общения как важный фактор эффективности деятельности малых групп,
раскрыть особенности совместной деятельности в экстремальных условиях. Ш.
является организатором и ответственным редактором 50 коллективных монографий и
сборников статей.
В.А. Кольцова