ШПИЛЬРЕЙН Исаак Нафтульевич (1891 -
1937) - российский психолог, специалист в области дифференциальной психологии,
психологии труда, профессор (с 1923), основатель отечественной психотехники. Обучался
в Германии на фак-те философии в Гейдельбергском и Лейпцигском ун-тах, где его
учителями был В. Вундт и др. ведущие психологи той эпохи. Защитил в Лейпциге
дис., посвященную сравнению особенностей домашнего и гимназического обучения в
их влиянии на физическое развитие ребенка (1914). Профессиональная научная
деятельность Ш. в России началась в 1922 г. работой в психотехнической
лаборатории ЦИТ в Москве. В 1923 г. Ш. организует Лабораторию промышленной
психотехники при НК Труда СССР, вошедшую в 1925 г. в состав Московского
Института охраны труда, создает и возглавляет секцию психотехники в Институте
экспериментальной психологии при 1-м МГУ (1923-1933). Работал в Институте труда
Военпрома, а также в научно-исследовательском испытательном санитарном ин-те
РККА. Преподавал дифференциальную психологию, психотехнику в ряде учебных
учреждений. Был организатором и председателем Всероссийского Общества
психотехники и прикладной психофизиологии (1927), ставшего с 1930 г.
всесоюзным. Возглавлял в качестве гл. ред. журналы "Психофизиология труда
и психотехника" (1928), "Советская психотехника" (1932-1934).
Руководил секцией психотехники в Ассоциации естествознания Коммунистической
Академии. Представлял Советскую психотехнику на Международных психотехнических
конференциях в 1927, 1929, 1930, 1931, 1934 гг. Был избран президентом
Международной психотехнической ассоциации (1930-1931), организовал и был
председателем 7-й Международной Психотехнической конференции в Москве (1931).
Ш. - один из активных деятелей HОТовского движения в Советской России. Был
одним из руководителей Лиги "Время - НОТ" (1923-1925), экспертом в
области психотехники в Бюро президиума Совета по HОТ при НК РКИ СССР.
Репрессирован НКВД в 1935 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности,
расстрелян в 1937, реабилитирован посмертно (1957). В области дифференциальной
психологии, будучи последователем В. Штерна, Ш. ставил задачу ее развития
объективными методами, опираясь на традиции естественных наук («Психотехника в
реконструктивный период», 1930). опираясь на марксистскую методологию, выдвинул
положение о социальной природе труда и психики человека, о необходимости
перестройки теории психотехники как социальной научной дисциплины (учитывающей
данные биологии, но не биологической в своей основе), поскольку ее объектом
воздействия и предметом исследования являются социальные явления («Классовые
различия в тестовых испытаниях интеллекта» / Психотехника и психофиозиология
труда, 1930; «К вопросу о теории психотехники» / там же, 1931; «О повороте в психотехнике»
/ там же, 1931). Разработал "трудовой метод" психологического
изучения профессий («Трудовой метод изучения профессий»/ ред. и соавтор, 1925;
«Основные вопросы профессиографии» / Психофизиология труда и психотехника,
1928). Совместно с С.Г. Геллерштейном эмпирически установил обусловленность
свойств и способностей профессионала особенностями выполняемых задач и ситуаций
деятельности, что нашло выражение в разработанной ими программе изучения
профессий трудовым методом. Ш. предложил вариант психологической классификации
профессий («Руководство по психотехническому профессиональному подбору», ред. и
соавт., 1929). Наметил подходы к изучению профессионального своеобразия
психических функций на основе: "метода искусственной и естественной деавтоматизации",
суть которого в исследовании особенностей психики в условиях овладения
профессиональным мастерством (генетический подход); в ситуации естественного
обратимого "распада" сложившихся способов функционирования психики
при профессиональном утомлении; и, наконец, под влиянием экспериментально,
искусственно спровоцированных нарушений в психической регуляции поведения
человека. Исследования процесса формирования автоматизированных форм поведения
и проявлений деавтоматизации, дезориентации и пр., по замыслу Ш., открывали
путь для изучения сложных форм психики у взрослых нормальных людей
представителей различных профессий («Метод искусственной деавтоматизации в
психологическом исследовании» / Психотехника и психофизиология труда, 1930). Ш.
проводил также исследование политической грамотности бойцов («Язык
красноармейца: Опыт исследования словаря красноармейца московского гарнизона» (
в соавт.), 1928.
О.Г.Носкова, Ю.H.Олейник