ШПИЛЬРЕЙН Исаак Нафтульевич (1891 - 1937) - российский психолог, специалист в области дифференциальной психологии, психологии труда, профессор (с 1923), основатель отечественной психотехники. Обучался в Германии на фак-те философии в Гейдельбергском и Лейпцигском ун-тах, где его учителями был В. Вундт и др. ведущие психологи той эпохи. Защитил в Лейпциге дис., посвященную сравнению особенностей домашнего и гимназического обучения в их влиянии на физическое развитие ребенка (1914). Профессиональная научная деятельность Ш. в России началась в 1922 г. работой в психотехнической лаборатории ЦИТ в Москве. В 1923 г. Ш. организует Лабораторию промышленной психотехники при НК Труда СССР, вошедшую в 1925 г. в состав Московского Института охраны труда, создает и возглавляет секцию психотехники в Институте экспериментальной психологии при 1-м МГУ (1923-1933). Работал в Институте труда Военпрома, а также в научно-исследовательском испытательном санитарном ин-те РККА. Преподавал дифференциальную психологию, психотехнику в ряде учебных учреждений. Был организатором и председателем Всероссийского Общества психотехники и прикладной психофизиологии (1927), ставшего с 1930 г. всесоюзным. Возглавлял в качестве гл. ред. журналы "Психофизиология труда и психотехника" (1928), "Советская психотехника" (1932-1934). Руководил секцией психотехники в Ассоциации естествознания Коммунистической Академии. Представлял Советскую психотехнику на Международных психотехнических конференциях в 1927, 1929, 1930, 1931, 1934 гг. Был избран президентом Международной психотехнической ассоциации (1930-1931), организовал и был председателем 7-й Международной Психотехнической конференции в Москве (1931). Ш. - один из активных деятелей HОТовского движения в Советской России. Был одним из руководителей Лиги "Время - НОТ" (1923-1925), экспертом в области психотехники в Бюро президиума Совета по HОТ при НК РКИ СССР. Репрессирован НКВД в 1935 г. по обвинению в контрреволюционной деятельности, расстрелян в 1937, реабилитирован посмертно (1957). В области дифференциальной психологии, будучи последователем В. Штерна, Ш. ставил задачу ее развития объективными методами, опираясь на традиции естественных наук («Психотехника в реконструктивный период», 1930). опираясь на марксистскую методологию, выдвинул положение о социальной природе труда и психики человека, о необходимости перестройки теории психотехники как социальной научной дисциплины (учитывающей данные биологии, но не биологической в своей основе), поскольку ее объектом воздействия и предметом исследования являются социальные явления («Классовые различия в тестовых испытаниях интеллекта» / Психотехника и психофиозиология труда, 1930; «К вопросу о теории психотехники» / там же, 1931; «О повороте в психотехнике» / там же, 1931). Разработал "трудовой метод" психологического изучения профессий («Трудовой метод изучения профессий»/ ред. и соавтор, 1925; «Основные вопросы профессиографии» / Психофизиология труда и психотехника, 1928). Совместно с С.Г. Геллерштейном эмпирически установил обусловленность свойств и способностей профессионала особенностями выполняемых задач и ситуаций деятельности, что нашло выражение в разработанной ими программе изучения профессий трудовым методом. Ш. предложил вариант психологической классификации профессий («Руководство по психотехническому профессиональному подбору», ред. и соавт., 1929). Наметил подходы к изучению профессионального своеобразия психических функций на основе: "метода искусственной и естественной деавтоматизации", суть которого в исследовании особенностей психики в условиях овладения профессиональным мастерством (генетический подход); в ситуации естественного обратимого "распада" сложившихся способов функционирования психики при профессиональном утомлении; и, наконец, под влиянием экспериментально, искусственно спровоцированных нарушений в психической регуляции поведения человека. Исследования процесса формирования автоматизированных форм поведения и проявлений деавтоматизации, дезориентации и пр., по замыслу Ш., открывали путь для изучения сложных форм психики у взрослых нормальных людей представителей различных профессий («Метод искусственной деавтоматизации в психологическом исследовании» / Психотехника и психофизиология труда, 1930). Ш. проводил также исследование политической грамотности бойцов («Язык красноармейца: Опыт исследования словаря красноармейца московского гарнизона» ( в соавт.), 1928.

О.Г.Носкова, Ю.H.Олейник