Эдуард Шпрангер.jpgШПРАНГЕР (Spranger) Эдуард (1882 - 1963) - немецкий философ, психолог и педагог, создатель «понимающей психологии». Профессор (1911). Ученик В. Дильтея и Ф. Паульсена. Получил философское, историческое и лингвистическое образование в Берлинском ун-те. После его окончания (1905) преподавал там же (профессор, 1911-1912 и в 1920-1944). С 1912 по 1920 - профессор Лейпцигского ун-та. Читал гостевые лекции в Японии (1936-1939). В 1944 был арестован фашистскими властями и заключен в Моабитскую тюрьму. После освобождения (1945) назначен ректором Берлинского ун-та. Был среди основателей Союза деятелей культуры за демократическое обновление Германии (Культурбунд). С 1946 г. до своей отставки (1953) - профессор Тюбингенского ун-та. Работы Ш. направлены на философское обоснование наук о духе, философии культуры и философии жизни, в частности с помощью психологии, основывающейся на принципах науки о духе. Центральный вопрос этой психологии – вопрос о сущности понимания, как способа постижения смыслового содержания явлений объективного духа. Будучи сторонником метода В. Дильтея, основанном на интуитивном постижении духовной целостности, пытался интегрировать в свою систему учение Г. Риккерта о ценностях. Основываясь на методологической установке трактовать психологические процессы только из психологических же процессов ввел понятие «понимающей психологии». Переживание связи внутренней душевной жизни и ценностей общественной духовной жизни осуществляется, по мнению Ш., в актах деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде, "Формы жизни" («Lebensformen. Geistwissenschaftliche psychologie», Halle, 1914; на рус. пер. частично: «Два вида психологии» / «Хрестоматия по истории психологии», М., 1980; «Основные идеальные типы индивидуальности» / «Психология личности. Тексты», М.,1982) Ш. отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или иным содержанием культуры. Основной задачей духовно-научной психологии, как одной из наук о духе, является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре "объективного духа", и, соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека, получивших у Ш. обозначение «форм жизни». Таких основных идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки, проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность), эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть как ценность), религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии личностей Г.Олпортом, П. Верноном и Г. Линдсеем был разработан «тест изучения ценностей», а также создан «тест интересов» Дж. Холланда. В своих культурологических работах Ш. рассматривал античность, христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание современной культуры. Из типологических представлений об индивидуальной душе Ш. делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические установки понимающей психологии были реализованы Ш. в его исследовании психологии юности: "Psychologie des Jugendalters". Lpz., 1924; в рус. пер.: (част.) «Эротика и сексуальность в юношеском возрасте»/ Педология юности. М.-Л., 1931. Идеи Ш. оказали заметное влияние на Теодора Литта, одного из основоположников «педагогики культуры», а также на современную трактовку идей о гражданском воспитании Г. Кершенштейнера, О. Ф. Больнова и педагогическую антропологию. Труды Ш. представлены в собр. соч.:”Gesammelte Schriften”, Bd 1-11, 1969.

И.М. Кондаков