ШПРАНГЕР (Spranger) Эдуард (1882 - 1963) - немецкий философ, психолог
и педагог, создатель «понимающей психологии». Профессор (1911). Ученик В.
Дильтея и Ф. Паульсена. Получил философское, историческое и лингвистическое образование
в Берлинском ун-те. После его окончания (1905) преподавал там же (профессор,
1911-1912 и в 1920-1944). С 1912 по 1920 - профессор Лейпцигского ун-та. Читал
гостевые лекции в Японии (1936-1939). В 1944 был арестован фашистскими властями
и заключен в Моабитскую тюрьму. После освобождения (1945) назначен
ректором Берлинского ун-та. Был среди основателей Союза деятелей культуры за
демократическое обновление Германии (Культурбунд). С 1946 г. до своей отставки
(1953) - профессор Тюбингенского ун-та. Работы Ш. направлены на философское
обоснование наук о духе, философии культуры и философии жизни, в частности с
помощью психологии, основывающейся на принципах науки о духе. Центральный
вопрос этой психологии – вопрос о сущности понимания, как способа постижения
смыслового содержания явлений объективного духа. Будучи
сторонником метода В. Дильтея, основанном на интуитивном постижении духовной
целостности, пытался интегрировать в свою систему учение Г. Риккерта о
ценностях. Основываясь на методологической установке
трактовать психологические процессы только из психологических же процессов ввел
понятие «понимающей психологии». Переживание связи внутренней душевной жизни и
ценностей общественной духовной жизни осуществляется, по мнению Ш., в актах
деятельности Я, в которых реализуется определенная ценностная система. В основном своем труде, "Формы жизни" («Lebensformen.
Geistwissenschaftliche psychologie», Halle, 1914; на рус. пер. частично: «Два вида
психологии» / «Хрестоматия по истории психологии», М., 1980; «Основные
идеальные типы индивидуальности» / «Психология личности. Тексты»,
М.,1982) Ш. отверг психологию элементов, которая расчленяет психический процесс
на составные части, и обосновал истинность подхода с позиции рассмотрения
душевного процесса как некоторой целостности в его смысловых связях с тем или
иным содержанием культуры. Основной задачей духовно-научной психологии,
как одной из наук о духе, является исследование отношения индивидуальной
духовной структуры человека к структуре "объективного духа", и,
соответственно, выявление основных типов направленности абстрактного человека,
получивших у Ш. обозначение «форм жизни». Таких основных
идеальных типов индивидуальности, обусловленных ориентацией на те или иные
объективные ценности, им было выделено шесть: теоретическая (область науки,
проблема истинности), экономическая (материальные блага, полезность),
эстетическая (стремление к оформлению, к самовыражению), социальная
(общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политическая (власть
как ценность), религиозная (смысл жизни). В каждом человеке могут быть
представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции,
какая-то из них при этом будет доминировать. На основе данной типологии
личностей Г.Олпортом, П. Верноном и Г. Линдсеем был разработан «тест изучения
ценностей», а также создан «тест интересов» Дж.
Холланда. В своих культурологических работах Ш. рассматривал античность,
христианство, немецкий идеализм как основные силы, обусловившие содержание
современной культуры. Из типологических представлений об индивидуальной душе Ш.
делал педагогические выводы: при воспитании детей учитель должен интуитивно
понять тот тип ориентации, который может стать ведущим у данного ребенка, и
снабдить его соответствующим операциональным составом. Методологические
установки понимающей психологии были реализованы Ш. в его исследовании
психологии юности: "Psychologie des Jugendalters". Lpz., 1924; в рус. пер.: (част.) «Эротика и
сексуальность в юношеском возрасте»/ Педология юности. М.-Л., 1931. Идеи Ш.
оказали заметное влияние на Теодора Литта, одного из основоположников
«педагогики культуры», а также на современную трактовку идей о гражданском
воспитании Г. Кершенштейнера, О. Ф. Больнова и педагогическую антропологию.
Труды Ш. представлены в собр. соч.:”Gesammelte Schriften”,
Bd 1-11, 1969.
И.М. Кондаков