ШТАЙНЕР, Штейнер (Steiner) Рудольф (1861 – 1925) – австрийский философ и педагог, создатель антропософии, учения о человеке, как носителе скрытых духовных сил. Д-р философии (с 1891). Образование получил в Венской высшей технической школе, которую окончил в 1881 г. Изучая труды И.В. Гете в области естествознания и философии, стал последователем его натурфилософии. Испытал влияние эволюционных учений Ч. Дарвина и Э. Геккеля, позднее – «философии жизни» Ф. Ницше. С 1883 по 1897 редактировал и комментировал труды Гете, участвуя в подготовке фундаментального Веймарского собрания его сочинений. В конце 1890-х гг. Ш. развивал идею мыслительного монизма, согласно которой все многообразие мира дано человеку в понятии и восприятии; соединяя их субъект, приходит к единому образу мира, черпая мотивы деятельности в интуиции, и благодаря ей отождествляя себя с объектом. В разработке интуитивизма Ш. опирался на идеи Гете о «созерцающей силе суждения», которые получили у него значение научного метода («Очерк теории познания гетевского мировоззрения», 1897; в рус. пер. 1993) и, как следствие, создал учение о медитативном мышлении, которое впоследствии развивал в рамках антропософии, как универсального учения о человеке. Реализация человеком в себе «свободного духа» через развитие интеллектуальных и душевных способностей всегда была, по мысли Ш., источником культурного прогресса, поскольку задатки к такому развитию у всех людей врожденные. В 1899-1904 гг. он преподавал в рабочей школе в Берлине, где применял свои идеи на практике, трактуя воспитание как процесс метаморфоз, при которых предшествующая ступень развития ребенка возрождается на последующей в качественно ином состоянии. Широта научных и философских интересов привела Ш. в 1902 г. в Теософское общество (основанное в 1875 г. в Нью-Йорке Е.П. Блаватской и Г. Олкоттом ), целью которого было «образовать ядро всемирного братства», «содействовать сравнительному изучению религии и философии», «исследовать неизученные законы природы и скрытые силы человека». Ш. возглавлял немецкую секцию теософского общества. Теософия стремилась объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создать на этой основе род «универсальной религии», не связанной какой-либо определенной догматикой. Согласно теософии, конечная цель человека – достижение «сокровенного знания» и сверхъестественных способностей с помощью немногих «посвященных» или «мастеров», инспирирующих духовную эволюцию человечества. Поскольку деятельность общества вскоре распространилась на многие страны Америки и Европы, его центр в 1879 был перенесен в Индию. После кончины Е.П. Блаватской (1891) и Г. Олкотта (1907) президентом общества стала А. Безант, объявившая в 1912 новым «спасителем» человечества Кришнамурти. Не согласный с этим Ш. в 1913 г. вышел из общества, основав в Дорнахе «Всеобщее антропософское общество». Основы антропософии были изложены им в книгах «Тайная наука» (1910) и «Антропософия» (1924), в которых он предпринимал попытку соединить классическую немецкую философию и естественнонаучные идеи нового времени с различными религиозными доктринами древности и средневековья. В духе пантеистической традиции считал, что Бог растворен в природе и мире и как бы возрождается в человеке. Под этим углом зрения в антропософии интерпретировались мифы и верования всех времен и народов («Мистерии древности и христианство», М., 1910). В социально-политическом устройстве общества Ш. отталкивался от идей Платона, считая, что общественная жизнь должна состоять из трех независимых сфер: 1) государственной, функция которого – ограждать группы граждан от взаимного порабощения (сфера свободы); 2) правовой, функция которой – независимое правосудие (сфера равенства); 3) экономической, функция которой - обеспечить свободное кооперирование (сфера братства). Исходя из идей антропософии, заложил основы Вальдорфской педагогики (по имени фабрики «Вальдорф-Астория» в Штутгарте, где для детей рабочих в 1919 г. была впервые организована такая школа). Задача Вальдорфской педагогики – воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству социальных структур и стереотипов поведения, действуя на пользу прогрессу. Действия педагогов, при этом, должны направляться на «искусство пробуждать» скрытые в человеке природные задатки и потому чрезвычайно важна личность и умения педагогов (с 1927 г. в Штутгарте издается журнал «Искусство воспитания»). Искусство рассматривалось как наилучшее средство для развития живого мышления, прочной воли, душевной ответственности и способности находить адекватное отношение к меняющимся условиям окружающего мира. Ш. придавал большое значение трудовому воспитанию и активно возражал против тестирования и отбор одаренных детей. Исследования, публикации и многочисленные доклады Ш. охватывали не только проблемы педагогики, психологии, образования, но и отдельные виды искусства, медицины, космологии, истории религии и т.д. Он выступал также как драматург, скульптор и архитектор. Выстроенный по его проекту в Дорнахе архитектурный комплекс (Гетеанум и др.) оказал значительное влияние на архитектуру экспрессионизма, а антропософские труды - на некоторых представителей искусства (Андрей Белый, В.В. Кандинский, М.А. Волошин, М.А. Чехов и др.). В 30-е гг. деятельность Антропософского общества преследовалась нацистами, наложившими запрет на сочинения Ш. (1933-1945 г.). Однако после войны и особенно с 1960-х гг. происходит возрождение идей Ш.: в Арлесхейме (Швейцария) работает клинико-терапевтический институт, к концу 20-го века в мире насчитывались сотни вальдорфских школ и более тысячи детских садов. В рус. пер. опубликованы соч. Ш.: «Теософия», М,, 1915; «Очерк тайноведения», М., 1916; «Вопрос воспитания как социальный вопрос», Калуга, 1992; «Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки», М., 1993; «Методика обучения и предпосылки воспитания», М., 1994; «Философия свободы», Калуга, 1994; «Из области духовного знания, или антропософия», М., 1997 и др.

Л.А. Карпенко