ШТАЙНЕР, Штейнер (Steiner)
Рудольф (1861 – 1925) – австрийский философ и педагог, создатель антропософии,
учения о человеке, как носителе скрытых духовных сил. Д-р философии (с 1891).
Образование получил в Венской высшей технической школе, которую окончил в 1881 г. Изучая труды И.В.
Гете в области естествознания и философии, стал последователем его
натурфилософии. Испытал влияние эволюционных учений Ч. Дарвина и Э. Геккеля,
позднее – «философии жизни» Ф. Ницше. С 1883 по 1897 редактировал и
комментировал труды Гете, участвуя в подготовке фундаментального Веймарского
собрания его сочинений. В конце 1890-х гг. Ш. развивал идею мыслительного
монизма, согласно которой все многообразие мира дано человеку в понятии и
восприятии; соединяя их субъект, приходит к единому образу мира, черпая мотивы
деятельности в интуиции, и благодаря ей отождествляя
себя с объектом. В разработке интуитивизма Ш. опирался на идеи Гете о
«созерцающей силе суждения», которые получили у него значение научного метода
(«Очерк теории познания гетевского мировоззрения», 1897; в рус. пер. 1993) и, как следствие,
создал учение о медитативном мышлении, которое впоследствии развивал в рамках
антропософии, как универсального учения о человеке. Реализация человеком в себе
«свободного духа» через развитие интеллектуальных и душевных способностей
всегда была, по мысли Ш., источником культурного прогресса, поскольку задатки к
такому развитию у всех людей врожденные. В 1899-1904 гг. он
преподавал в рабочей школе в Берлине, где применял свои идеи на практике,
трактуя воспитание как процесс метаморфоз, при которых предшествующая ступень
развития ребенка возрождается на последующей в качественно ином состоянии.
Широта научных и философских интересов привела Ш. в 1902 г. в Теософское
общество (основанное в 1875 г.
в Нью-Йорке Е.П. Блаватской и Г. Олкоттом ), целью
которого было «образовать ядро всемирного братства», «содействовать
сравнительному изучению религии и философии», «исследовать неизученные законы
природы и скрытые силы человека». Ш. возглавлял немецкую секцию теософского
общества. Теософия стремилась объединить различные вероисповедания через
раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и
создать на этой основе род «универсальной религии», не связанной какой-либо
определенной догматикой. Согласно теософии, конечная цель человека – достижение
«сокровенного знания» и сверхъестественных способностей с помощью немногих
«посвященных» или «мастеров», инспирирующих духовную эволюцию человечества.
Поскольку деятельность общества вскоре распространилась на многие страны
Америки и Европы, его центр в 1879 был перенесен в Индию. После кончины Е.П.
Блаватской (1891) и Г. Олкотта (1907) президентом общества стала А. Безант,
объявившая в 1912 новым «спасителем» человечества Кришнамурти. Не согласный с
этим Ш. в 1913 г.
вышел из общества, основав в Дорнахе «Всеобщее антропософское общество». Основы
антропософии были изложены им в книгах «Тайная наука» (1910) и «Антропософия»
(1924), в которых он предпринимал попытку соединить классическую немецкую
философию и естественнонаучные идеи нового времени с различными религиозными
доктринами древности и средневековья. В духе пантеистической традиции считал,
что Бог растворен в природе и мире и как бы возрождается в человеке. Под этим
углом зрения в антропософии интерпретировались мифы и верования всех времен и
народов («Мистерии древности и христианство», М., 1910). В
социально-политическом устройстве общества Ш. отталкивался от идей Платона, считая,
что общественная жизнь должна состоять из трех независимых сфер: 1)
государственной, функция которого – ограждать группы граждан от взаимного
порабощения (сфера свободы); 2) правовой, функция которой – независимое
правосудие (сфера равенства); 3) экономической, функция которой - обеспечить
свободное кооперирование (сфера братства). Исходя из идей антропософии,
заложил основы Вальдорфской педагогики (по имени фабрики «Вальдорф-Астория» в
Штутгарте, где для детей рабочих в 1919 г. была впервые организована такая школа).
Задача Вальдорфской педагогики – воспитание духовно свободной личности,
способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к
консервативному воспроизводству социальных структур и стереотипов поведения,
действуя на пользу прогрессу. Действия педагогов, при этом, должны направляться
на «искусство пробуждать» скрытые в человеке природные задатки и потому
чрезвычайно важна личность и умения педагогов (с 1927 г. в Штутгарте издается
журнал «Искусство воспитания»). Искусство рассматривалось как наилучшее
средство для развития живого мышления, прочной воли, душевной ответственности и
способности находить адекватное отношение к меняющимся условиям окружающего
мира. Ш. придавал большое значение трудовому воспитанию и активно возражал
против тестирования и отбор одаренных детей. Исследования, публикации и
многочисленные доклады Ш. охватывали не только проблемы педагогики, психологии,
образования, но и отдельные виды искусства, медицины, космологии, истории
религии и т.д. Он выступал также как драматург, скульптор и архитектор.
Выстроенный по его проекту в Дорнахе архитектурный комплекс (Гетеанум и др.)
оказал значительное влияние на архитектуру экспрессионизма, а антропософские
труды - на некоторых представителей искусства (Андрей Белый, В.В. Кандинский,
М.А. Волошин, М.А. Чехов и др.). В 30-е гг. деятельность Антропософского
общества преследовалась нацистами, наложившими запрет на сочинения Ш. (1933-1945 г.). Однако после войны
и особенно с 1960-х гг. происходит возрождение идей Ш.: в Арлесхейме
(Швейцария) работает клинико-терапевтический институт, к концу 20-го века в
мире насчитывались сотни вальдорфских школ и более тысячи детских садов. В рус. пер. опубликованы соч. Ш.:
«Теософия», М,, 1915; «Очерк тайноведения», М., 1916; «Вопрос воспитания как
социальный вопрос», Калуга, 1992; «Воспитание ребенка с точки зрения духовной
науки», М., 1993; «Методика обучения и предпосылки воспитания», М., 1994;
«Философия свободы», Калуга, 1994; «Из области духовного знания, или
антропософия», М., 1997 и др.
Л.А.
Карпенко