ШВЫРКОВ Вячеслав Борисович (1939 - 1994) - российский
психофизиолог, автор системно-эволюционной теории нервной системы. Д-р
медицинских наук (1978), профессор (1991), один из ближайших учеников П.К.
Анохина. В 1964 г.
закончил 1-й Московский Медицинский Институт им. И.М. Сеченова. С 1972 по 1994 г. возглавлял
лабораторию нейрофизиологических основ психики, созданную по инициативе и при
участии П.К. Анохина. Ш. была сформулирована теория функциональных систем
(ФУС), согласно которой между стимулом и действием имеют место не
последовательные процессы сенсорного кодирования (сенсорные структуры) и
формирования ответа (эфферентные структуры), а общемозговые системные процессы
объединения нейронов в ФУС. Это объединение проходит ряд стадий,
соответствующих известным стадиям развертывания (системным механизмам) ФУС и
сопоставимых с внешне наблюдаемыми этапами действия, компонентами
ЭЭГ-потенциалов и активациями нейронов. Обосновав идею о системном значении
компонентов ЭЭГ-потенциалов и соответствующих им фаз нейрональной активности,
Ш. обеспечил возможность использования традиционных показателей в качестве
индикаторов протекания тех или иных системных процессов. Им было разработано
представление о сопоставимости психических процессов, характеризующих организм
и поведенческий акт как целое, и нейрофизиологических процессов, протекающих на
уровне отдельных элементов, только через системные процессы, т.е. процессы,
организующие элементарные механизмы в ФУС. Из этого вытекал принципиально
важный вывод о том, что психические явления могут быть сопоставлены не с самими
локализуемыми элементарными физиологическими явлениями, а с процессами их
организации. Психика в рамках этого представления рассматривается как
субъективное отражение объективного соотношения организма со средой, а ее
структура представляется как "система взаимосвязанных ФУС". Тем самым
сделан важный шаг к преодолению методологически несостоятельных попыток прямого
соотнесения психического и физиологического, приводящего к рассмотрению этих
процессов как тождественных, параллельно протекающих или взаимодействующих. Ш.
сформулировал системно-эволюционную теорию, согласно которой нервная система
рассматривается не как "тело", а как внутренний "субъективный
экран", образующийся в процессе эволюции между генетической программой и
ее выполнением через телесные процессы и изменения внешних соотношений
организма со средой. В этом контексте нервные процессы выступают как
субъективное отражение внешних соотношений и регулятор телесных процессов. Нейроны
специализированы относительно ФУС, складывающихся при формировании целостных
поведенческих актов на разных стадиях индивидуального развития. При реализации
любого акта внешнего поведения одновременно активны нейроны, принадлежащие к
ФУС разного возраста. Накопленные в эволюции и в истории индивидуальной жизни
ФУС составляют структуру субъективного мира. В формировании новых поведенческих
актов используются молчащие нейроны "запаса". Из активирующихся в
пробных актах наборов отбирается та совокупность прежде молчавших клеток,
активация которых приводит к достижению полезного приспособительного
результата. Фиксация нового акта осуществляется как специализация этих клеток
относительно вновь формируемых ФУС. Эта концепция обучения получила название системно-селекционной. Поскольку описание системных
специализаций нейронов, активных в какой-то момент, одновременно раскрывает
состояния субъективного опыта в это же время, а описание всех специализаций
дает картину всей онто- и филогенетической памяти
индивида, постольку изучение системной специализации нейронов, по мнению Ш.,
становится объективным методом исследования субъективного опыта, а изучение
активности клеток с известной специализацией - объективным методом анализа
состояния и динамики этого опыта. Основные труды Ш.: «Hейpофизиологическое
изучение системных механизмов поведения», М., 1978; «Введение в объективную
психологию. Нейрональные основы психики», М., 1995)
Ю.И. Александров