Талызина Нина Федоровна (р. 1923) -
российский психолог, специалист в области педагогической психологии. Автор
деятельностной концепции программированного обучения. Д-р психологических наук
(1970), профессор (1971), чл.-кор. АПН СССР (1971), д.
чл. АПН СССР (1989) и РАО (с 1993). Засл. профессор МГУ им. М.В. Ломоносова (с
1999). Зав. кафедрой педагогической психологии и педагогики фак-та
психологии МГУ (1967-1995). Была чл. редкол. ряда
отечественных ("Советская педагогика", "Вестник МГУ.
Серия 14. Психология" и др.)и зарубежных журналов
("Научные основы обучения" /Голландия/, "Измерение и
оценивание" /Испания/). За научную и педагогическую деятельность
награждена медалью им. Н. К. Крупской (1969); двумя медалями ВДНХ (1975, 1979),
правительственным Орденом Кубы за вклад в развитие образования в республике
(1988). Окончила физико- математический фак-т
Ярославского педагогического ин-та (1945). В 1950 окончила аспирантуру при АПН
РСФСР по психологии, защитив канд. дис.: «Особенности умозаключений при решении
геометрических задач». С 1950
г. преподает в МГУ им. М.В. Ломоносова (ассистент,
1950-1951; ст. преподаватель, 1952-1960; доцент кафедры психологии философского
фак-та МГУ, 1960-1963). С 1963 г. – зав. кафедрой
педагогики Философского фак-та МГУ. С 1967 по 1995 –
зав. кафедрой педагогической психологии и педагогики фак-та
психологии МГУ. С 1995 - руководитель Учебного центра по переподготовке
работников системы образования при факультете психологии МГУ. Научная
деятельность Т. в области педагогической психологии связана с исследованием
закономерностей процесса усвоения новых знаний и умений, диагностикой
сформированности познавательных умений. Под руководством П.Я. Гальперина
исследовала особенности формирования умственных действий, что позволило вскрыть
психологические механизмы становления и функционирования научных понятий.
Изучала умственные действия, обеспечивающие выполнение логических операций
доказательства, классификации, рассматривая как возможности формирования
логического мышления у детей, так и особенности функционирования логических
приемов мышления у взрослых. Это привело к разработке метода моделирования
разных видов познавательной деятельности и формулировке принципов управления
процессом их формирования, помогло понять соотношение психологического и
логического подходов к изучению мышления. Было установлено, что управление
процессом усвоения умственных действий, лежащих за логическими знаниями и
операциями, позволяет формировать полноценные понятия уже у детей 5-6 лет, в то
время как стихийный ход становления логического мышления выражается в наличии
дефектов в его функционировании даже у взрослых образованных людей. Это
вскрывает несостоятельность определения возраста как критерия развития
логического мышления и зависимость логического мышления от условий усвоения
социального опыта. Изучение психологических механизмов
обобщения (в сравнительных экспериментах с детьми с нормально развитой психикой
и с детьми с задержками в психическом развитии) обнаружило, что обобщение не
определяется непосредственно общностью свойств предметов, а зависит от того, на
что ориентируется человек в работе с предметами, какое место те или иные
свойства занимают в структуре деятельности субъекта. Это положение открывает
путь для управления процессом обобщения, для выделения свойств, по которым
требуется провести обобщение. В 1960-е годы с появлением программированного
обучения Т. проводится анализ общей теории управления, исследуются возможности
ее использования в учении при разработке принципов программированного обучения.
Ею сформулирована деятельностная концепция программированного обучения,
отличающаяся от американского аналога, построенного на основе бихевиоризма
(«Теоретические проблемы программированного обучения»,1969). Обобщение цикла
исследований в данном направлении составило основу докт. дис. Т.:
«Психологические основы управления усвоением знаний» (1970). В
1970-е гг. Т. разрабатывает психолого-педагогические основы применения
обучающих машин, исследует функции учебника в учебном процессе, создает
методики составления обучающих программ; анализирует функции контроля при
усвоении знаний («Пути и возможности автоматизации учебного процесса»/в соавт.,
1977; «Методика составления обучающих программ». Уч.
пособие, 1980; «Управление процессом усвоения знаний: психологические основы»,
1975, 1984). В 1980-е гг. в центре внимания Т. проблемы
психодиагностики. Ею разрабатывается деятельностный подход к
психодиагностике когнитивной сферы, интеллектуальных способностей учащихся,
формулируются принципы составления диагностических методик, проводится оценка
валидности ряда зарубежных тестов («Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта»/в соавт., 1987; «Психодиагностика
познавательного развития учащихся»/в соавт., 1989.). Еще одно
направление исследований Т. - изучение возрастных особенностей усвоения знаний
шестилетними детьми, учет которых необходим при разработке программ и
организации процесса обучения. Был проведен цикл исследований
близнецовым методом, подтвердивший социальную природу человеческих способностей
и позволивший предложить новый подход к диагностике интеллектуальной
деятельности («Природа индивидуальных различий: Опыт
исследования близнецовым методом»/в соавт., 1991). Т. разработаны
подходы и технологии формирования образовательных программ в вузах на основе
разработки модели деятельности специалистов («Пути разработки профиля
специалиста»/в соавт., 1987). Наряду с научной,
Т.ведет активную преподавательскую работу. Читает курсы лекций для студентов
МГУ и др. вузов, выступала с циклами лекций в Великобритании, Мексике. Так же
автор учебников и монографий: «Педагогическая психология», М., 1999, 3-е изд.;
«Теоретические проблемы управляемого обучения», М., 1969; «Управление процессом
усвоения знаний» (1975, в 1984 пер. на англ.яз);
«Формирование познавательной деятельности младших школьников»(1997).
А.
Зальцман, О.Г. Носкова