Hippolyte taine.jpgTЭН (Taine), Ипполит Адольф (1828 - 1893) — французский философ, психолог, историк, искусствовед. В философии - сторонник Б. Спинозы, Г. Гегеля, английского и французского сенсуализма и позитивизма, противник эклектизма Виктора Кузена. Кузен, точка зрения которого была официально признанной во Франции в период Июльской монархии и позже, вплоть до 1880-х гг., исходил из существовании “я”, интроспективное познание которого одно только и может дать достоверное знание, фундамент для построения философии. В своей дис. Т. выступил против понятия о едином “я”, ставя задачей показать отношение “я” к нервам, единства к множественности и т.п. Поэтому, хотя он окончил Нормальную школу (Ecole Normale Supérieure) - одно из самых престижных выших учебных заведений Франции, степени д-ра (agregee) по философии, которая давала возможность преподавать, он не получил. После этой неудачи Т. сменил сферу деятельности и занялся литературой (“История английской литературы”, 1863-1864) и психологией (“Об уме и познании” («De l’intelligence»,1870; рус. пер. в 1872 г.). После Парижской коммуны Т. обратился к истории и написал трехтомный труд “Происхождение современной Франции” (1876-1893; рус. пер. 1907), в котором много внимания уделял психологии толпы. Для атаки на спиритуалистическую психологию Кузена Т. использовал английский ассоцианизм. Основанием психической жизни являются не “жизненная сила” или “растительная душа”, которые Т. называет литературными метафорами, а элементарные образы, которые, сочетаясь, дают начало более сложным восприятиям и мыслям, при этом Т. предложил свою метафору: «дух есть полипняк образов», подчеркивая, что образы, как отростки полипа, прорастают из другого, соединяются, сливаются вместе, иными словами, сознание - органическое и развивающееся единство(“Об уме и познании”, с. 65). Задача психологического познания, согласно Т., определить, как образы “рождаются, каким образом и при каких условиях они сочетаются и каковы постоянные результаты подобных сочетаний”. Для этого следует изучать факты, в особенности факты редкие, “исключительные”: сны, сомнамбулизм, гипноз, иллюзии и галлюцинации. В своем проекте общей психологии важное место отводил психологии патологической, называя патологию «микроскопом или телескопом» в распоряжении психологии, привел богатый клинический материал об “аномалиях” психики (собранный другими, так как сам Т. не был психиатром). Книга Т. побудила врача из Бордо Е. Азама опубликовать свои наблюдения над пациенткой, в которой якобы сосуществовали две личности (E. Azam, “Hypnotisme et double conscience”, 1876), что, в свою очередь, привело к волне интереса к исследованиям “множественных личностей” такими психологами и психиатрами конца 19 в., как A. Бине, П. Жане, Ш. Рише и др. Проект исследования психологических аномалий Т. был близок идеям Т. Рибо, который провозгласил душевную болезнь “естественным экспериментом” в психологии. Т. и Рибо считают основоположниками французской эмпирической психологии. Т. также автор трудов в рус. пер.: «Английский позитивизм, 1866; «Критические опыты», СПб., 1869; «Очерки современной Англии», СПб., 1872; «Бальзак. Этюд», СПб., 1894; «Французская философия 1-й половины 19-го в.», СПб., 1899; «Лекции об искусстве», ч. 1-3, 5. М., 1919 и др.

И.Е. Сироткина