ТЕРМЕН (Terman) Льюис Мэдисон (1877 -
1956) - американский психолог, специалист в области психологии развития,
психологии образования, методов оценки и измерения. Поч. д-р ряда американских
ун-тов. Декан психологического фак-та Стэндфордского
ун-та (1922), президент АРА (1923), чл. Американской академии наук (1932).
Образование получил в ун-те шт. Индиана (бакалавр искусств, 1902, магистр,
1903) и ун-та Кларка, под руководством С. Холла (1903-1905, д-р философии). С 1906 г. по 1910 г. работал профессором
психологии и педагогики в государственной средней школе Лос-Анджелеса. С 1910 -
ассистент профессора на фак-те воспитания Стэнфордского ун-та, в 1912-1916 гг.
- ассоциативный профессор; в 1916-1922 г. - профессор образования, а с 1922 г.и
до конца своих дней - профессор психологии и исполнительный декан фак-та
психологии Стэнфордского ун-та. В 1916 г., в связи с
подготовкой Америки к вступлению в первую мировую войну и необходимостью отбора
солдат, военные власти обратились к Р.М. Йерксу с заказом разработать
соответствующие тесты, и тот поручил это Т. Работая на базе Стэнфордского
ун-та, Т. переработал шкалу Бинэ-Симона, фактически создав новый тест,
получивший название "шкалы Стэнфорд-Бине" («The measurement of intelligence: an explation of and
complete guide for the use of the Stanford revision and extention of the
Binet-Simon Intelligence scale». Boston,
1916). После получения многочисленных данных применения шкалы
Стэнфорд-Бине, прежде всего при профотборе новобранцев службами вооруженных сил
США, тест был еще раз переработан. Вместе с К. Майлсом Т.
проводил изучение особенностей знаменитых и гениальных людей («Genetic Studies
of Genius». V. 1-4, Stanford, 1926-1948), в частности
проработал около 300 биографий известных исторических личностей и на основе их
произведений, писем, высказываний и реальных действий приписал им вероятный
уровень интеллекта (IQ) и расположил их по порядку (например, Гете получил 210
баллов, Декарт - 180, Наполеон - 145). В дальнейшем была исследована
возрастная динамика творческих способностей, для чего было отобрано около тысячи высокоодаренных детей (с IQ выше 140), развитие
которых до взрослого возраста (до 45 лет) наблюдалось в лонгитюдном
исследовании. В итоге был сделан вывод, что в повседневной жизни такие индивиды
более активны и эффективны и что эти свойства сохраняются на протяжении жизни.
В целом же Т. понимал под основным фактором одаренности - наследственность. По ходу своих исследований Т. пришел к обоснованию своей теории
первичных умственных способностей, к которым он относил: словесное понимание,
беглость речи, числовые вычисления, пространственные отношения, ассоциативная
память, скорость восприятия, логическое (индуктивное) мышление («Primary mental
abilities» / Psychometric Monographs. 1938, 1; «Factorial studies of intelligence» / Psychom. Monogr.
1941, 2). Для задач подробного лонгитюдного изучения одаренных
детей им был создан тест владения понятием ("Concept mastery test") (“The gifted child grows up: twenty-five years follow-up of a superior group”. Stanford, Calif, 1947, совм. с Oden M.H.), который включал в себя
задания на аналогии, синонимы и антонимы. Занимался
исследованиями выраженности свойства маскулинности-феминности в зависимости от
пола, возраста, принадлежности к определенным профессиональным группам («Sex
and personality»/совм.
с Miles C.C. N.Y., 1936), а также предпосылок
переживания семейного счастья (“Psychological factors in marital happiness”, 1938). Развивал
математический метод факторного анализа. Автор трудов: “A preliminary study of the psychology and pedagogy of leadership”
/ Pedag. Sem., 1904, 11; “Stanford-Binet intelligence
scale: manual for the third revision, Form L-M”, Boston, (совм. с
Merrill M.A.), 1960.
И.М.
Кондаков