Lewis Madison Terman.jpgТЕРМЕН (Terman) Льюис Мэдисон (1877 - 1956) - американский психолог, специалист в области психологии развития, психологии образования, методов оценки и измерения. Поч. д-р ряда американских ун-тов. Декан психологического фак-та Стэндфордского ун-та (1922), президент АРА (1923), чл. Американской академии наук (1932). Образование получил в ун-те шт. Индиана (бакалавр искусств, 1902, магистр, 1903) и ун-та Кларка, под руководством С. Холла (1903-1905, д-р философии). С 1906 г. по 1910 г. работал профессором психологии и педагогики в государственной средней школе Лос-Анджелеса. С 1910 - ассистент профессора на фак-те воспитания Стэнфордского ун-та, в 1912-1916 гг. - ассоциативный профессор; в 1916-1922 г. - профессор образования, а с 1922 г до конца своих дней - профессор психологии и исполнительный декан фак-та психологии Стэнфордского ун-та. В 1916 г., в связи с подготовкой Америки к вступлению в первую мировую войну и необходимостью отбора солдат, военные власти обратились к Р.М. Йерксу с заказом разработать соответствующие тесты, и тот поручил это Т. Работая на базе Стэнфордского ун-та, Т. переработал шкалу Бинэ-Симона, фактически создав новый тест, получивший название "шкалы Стэнфорд-Бине" («The measurement of intelligence: an explation of and complete guide for the use of the Stanford revision and extention of the Binet-Simon Intelligence scale». Boston, 1916). После получения многочисленных данных применения шкалы Стэнфорд-Бине, прежде всего при профотборе новобранцев службами вооруженных сил США, тест был еще раз переработан. Вместе с К. Майлсом Т. проводил изучение особенностей знаменитых и гениальных людей («Genetic Studies of Genius». V. 1-4, Stanford, 1926-1948), в частности проработал около 300 биографий известных исторических личностей и на основе их произведений, писем, высказываний и реальных действий приписал им вероятный уровень интеллекта (IQ) и расположил их по порядку (например, Гете получил 210 баллов, Декарт - 180, Наполеон - 145). В дальнейшем была исследована возрастная динамика творческих способностей, для чего было отобрано около тысячи высокоодаренных детей (с IQ выше 140), развитие которых до взрослого возраста (до 45 лет) наблюдалось в лонгитюдном исследовании. В итоге был сделан вывод, что в повседневной жизни такие индивиды более активны и эффективны и что эти свойства сохраняются на протяжении жизни. В целом же Т. понимал под основным фактором одаренности - наследственность. По ходу своих исследований Т. пришел к обоснованию своей теории первичных умственных способностей, к которым он относил: словесное понимание, беглость речи, числовые вычисления, пространственные отношения, ассоциативная память, скорость восприятия, логическое (индуктивное) мышление («Primary mental abilities» / Psychometric Monographs. 1938, 1; «Factorial studies of intelligence» / Psychom. Monogr. 1941, 2). Для задач подробного лонгитюдного изучения одаренных детей им был создан тест владения понятием ("Concept mastery test") (“The gifted child grows up: twenty-five years follow-up of a superior group”. Stanford, Calif, 1947, совм. с Oden M.H.), который включал в себя задания на аналогии, синонимы и антонимы. Занимался исследованиями выраженности свойства маскулинности-феминности в зависимости от пола, возраста, принадлежности к определенным профессиональным группам («Sex and personality»/совм. с Miles C.C. N.Y., 1936), а также предпосылок переживания семейного счастья (“Psychological factors in marital happiness”, 1938). Развивал математический метод факторного анализа. Автор трудов: “A preliminary study of the psychology and pedagogy of leadership” / Pedag. Sem., 1904, 11; “Stanford-Binet intelligence scale: manual for the third revision, Form L-M”, Boston, (совм. с Merrill M.A.), 1960.

И.М. Кондаков