ТИКТИНСКИЙ-ШКЛОВСКИЙ Виктор Маркович (р. 1928) –
российский психолог и психотерапевт, специалист в области клинической
психологии, патологии речи и нейрореабилитации. Д-р психологических наук
(1976),профессор (1984), чл.-кор. РАО (1995), д. чл.
РАО (2001). Председатель межведомственного совета АМН, РАО, МЗ и МО РФ по
проблемам возрастного развития, коррекции и реабилитации. Вице-президент
Российской ассоциации психотерапевтов, чл. Президиума Российского общества
психиатров. Ректор Института дефектологии и медицинской психологии, гл.
специалист МЗ РФ по логопедии. Окончил дефектологический
фак-т ЛГПИ им. А.И. Герцена (1951). Профессиональную деятельность начал в
Ленинграде в должности районного дефектолога (1951-1959). С 1959 по 1967
работал в клинической психоневрологической больнице им. И.П. Павлова в
должности зав. логотерапевтическим отделением, одновременно являясь гл.
специалистом по логотерапии ленгорздравотдела. В 1967 защитил канд. дис. по
психологии на тему: «Коллективная система логопедической работы и психотерапии
при заикании» и был переведен в Москву. С 1967 по 1971 являлся с.н.с. НИИ
судебной психиатрии им. В.П. Сербского. С 1971 по наст вр. - руководитель
отделения патологии речи московского НИИ нейрохирургии МЗ РФ и Федерального
научно-методического центра клинической патологии речи и нейрореабилитации. В
1976 защитил докт. дис. по медицинской психологии на тему: «Заикание (клинико-психологический и экспериментально-психологический
аспекты)». Основным направлением научной деятельности Т.-Ш. является разработка
проблем клиники, диагностики, патогенеза и терапии коммуникативных расстройств,
прежде всего, патологии речи органического и функционального генеза у детей,
подростков и взрослых.. Им осуществлены комплексные
исследования людей, страдающих заиканием – одной из тяжелых и распространенных
проблем речи (1,5 – 2 % популяции). Изучены клинико-психологические,
нейропсихологические, психофизиологические и биохимические аспекты патогенеза
заикания, создана классификация заикания и разработана комплексная система его
терапии, в которой особое место занимают медико-психологические,
медико-педагогические и психотерапевтические направления. В процессе
исследования процесса восстановления речи и др. высших психических функций при
очаговых поражениях головного мозга у больных (в результате перенесенного
инсульта или черепно-мозговой травмы) была разработана концепция
нейрореабилитации на разных этапах развития патологического процесса.
Предложены методики невербальной коммуникации, способствующие растормаживанию
речи у лиц с тяжелыми расстройствами, ранее не поддававшимися коррекции.
Разработана система количественной оценки, используемая в нейропсихологических
тестах, которые используются для диагностики нарушенных функций речи, чтения,
письма, памяти и т.п. В последнее время Т.-Ш. уделяет большое внимание изучению
нейрофизиологических проблем нарушений речевого развития детей, приводящих к
трудностям в обучении. Т.-Ш. автор монографий: «Заикание»,
М., 1976; 1994; «Восстановление речевой функции у больных с разными формами
афазии», М., 2000) и др. работ.
А.Н.
Коновалов