Титченер (Titchener) Эдвард Брадфорд (1867 – 1927) - американский психолог, представитель интроспективной психологии, один из основателей экспериментальной психологии (структурализма) в США. Занимался также антропологией, историей и философией психологии, теоретической психологией. Родился в Чичестере (Англия). Образование получил в Оксфордском ун-те (бакалавр, 1890), после чего поступил в аспирантуру к В. Вундту в Лейпцигский ун-т. Изучал бинокулярное зрение и время реакции при познавательных процессах, защитив в 1892 г. докт. дис. В 1892 году переехал в США, в Корнельский ун-т, где был деканом психологического фак-та (1892-1897) и создал крупнейшую в Америке научную школу (структурализм). Был в разные гг. редактором пяти ведущих американских психологических журналов, в том числе “American. Journal of Psychology” (1921-1925). Наиболее значительный вклад Т. несомненно заключался в том, что он придал психологии научный статус. Именно с этой целью он опубликовал свои лабораторные дневники в виде четырехтомного труда: "Экспериментальная психология" (“Experimental Psychology”, v. 1-4, 1901-1905), получившую широкое распространение и применение. В этом труде Т. изложил основные достижения экспериментальной психологии с позиций вундтовского понимания ее предмета, методов и задач. Поэтому Т. иногда называют "американским Вундтом". Развиваемое им направление У. Джеймс назвал «структурализмом», поскольку предметом психологии в нем считалась структура (а не функция) сознания. Сознание Т. понимал как человеческий опыт (experience) в его зависимости от переживающего субъекта. Сам этот опыт Т. трактовал (под влиянием Э. Маха) как состоящий из простейших элементов ощущений, образов и чувствований, обнаруживаемых благодаря особой экспериментальной интроспекции. Каждый из этих элементов при специальной установке сознания открывается субъектом с целью диагностики его четырех характеристик: качества, интенсивности, длительности и отчетливости (ясности). Т. составил список элементарных ощущений, включавший более 44 тысяч сенсорных качеств, большинство из которых были зрительными (32820) и слуховыми (11600). Под сознанием, согласно Т., следует понимать совсем не то, что сообщает обычное самонаблюдение, свойственное каждому человеку. Оно имеет собственный строй и материал, скрытый за поверхностью его явлений, подобно тому, как от обычного восприятия действительности скрыты реальные процессы, изучаемые физикой и химией. Чтобы достичь этой цели, необходима специальная тренировка испытуемых, поскольку они склонны сообщать о внешнем объекте (стимуле), вызвавшем ощущения, а не об их собственных качествах. Поэтому интроспекция эффективна только тогда, когда избегают "ошибки стимула", т.е. не смешивают ощущение объекта с объектом ощущения. Т. подчеркивал, что он понимает под сознанием "экзистенциальный термин", то есть психическую реальность, которую не следует отождествлять с данными обычного самонаблюдения. При этом психика и сознание отождествлялись. Все, что находится за пределами сознания, относится к физиологии. Т. противопоставил свой подход функционализму, считая, что, только изучив структуру сознания, можно впоследствии заняться вопросом о том, как оно работает. Следуя такой установке, Т. полностью отвергал приложение данных психологии в любой сфере практики. Он считал ее фундаментальной, а не прикладной наукой. Поскольку функционализм стал господствующим направлением в американской психологии, Т. противопоставил свою школу всем другим школам и направлениям. Чтобы организационно обособиться от них, Т. не вошел в Американскую психологическую ассоциацию и создал свою, проводившую ежегодные конференции, группу "Эксперименталисты" (в дальнейшем она издавала собственный "Журнал экспериментальной психологии"). Он отверг также, концепцию Вюрцбургской школы о том, что к выделенным Вундтом элементам сознания следует присоединить особые содержания в виде умственных образов или значений, лишенных сенсорного характера. В противовес этому Т. предложил " контекстную теорию значения". Свободное от чувственных образов психическое содержание, названное в Вюрцбургской школе значением, сводится, согласно Т., к особой разновидности чувственно-образного опыта. Этот опыт состоит из множества психических элементов, образующих контекст, в котором имеются "темные" мышечные и органические ощущения. Они составляют "сердцевину" неосознаваемого контекста, и служат реальным, психическим эквивалентом безóбразной мысли. Обращение к ощущениям, доставляемым телесными действиями организма, подрывало исходный тезис Т. об особой "материи" сознания, данной исключительно в переживаниях, внутреннем опыте субъекта. Этот опыт соотносился с реальным поведением и, тем самым, подрывал основную догму структурализма. Эта линия вскоре была развита Маргаритой Вошборн (1871-1939) - ученицей Т., первой женщиной, получившей в США ученую степень по психологии, которая выдвинула "моторную теорию мышления". Среди других учеников Т. (всего под его руководством было выполнено 56 диссертаций) наибольшую известность приобрели Э. Боринг и П. Гилфорд. В течение всей своей жизни Т. был центром противоречий. Он сыграл важную роль в становлении главных направлений психологии своего времени. Тем не менее функционализм возник как реакция на структурализм Т. (и Вундта), уделивших большое внимание содержанию сознания, но не его функциям. Равно потому же, как протест, возник бихевиоризм, поскольку структурализм исключал из предмета психологии индивидуальные различия, психическое развитие, зоопсихолологию и др. связанные с ними направления. Гештальтпсихология в какой-то мере также возникла как реакция на атомизм сторонников Вундта и Т. в Германии. В целом Т. сыграл уникальную роль инициатора проявления новых взглядов в психологии. Его книги переведены на многие языки. Т. также автор трудов: “A primer of psychology”, N.Y., (1898); “The postulates of structural psychology”, Philosophical Review, 1899, 8; “Lectures on the experimental psychology of the thought-processes”, N.Y., 1909;. “A text-book of psychology”, N.Y., 1910; “Systematic psychology: Prolegomena”, Macmillan, 1929 и др.

Л.А. Карпенко, А.И. Липкина