ТОЛСТЫХ Александр Валентинович (1953 – 1997) - российский психолог,
специалист в области психологии личности, детской, возрастной и педагогической
психологии, социологии образования. Д-р психологических наук (1994). Чл.-кор. РАО (1995). Окончил Одесский государственный ун-ет. В
1979 защитил канд. дис.: “Личность как предмет возрастной и педагогической
психологии”, а в 1994 – докт.: “Формирование и самоопределение личности в
исторической динамике поколений”. Работал в НИИ ОиПП (ныне ПИ РАО); во
Всероссийском центре изучения общественного мнения (ВЦИОМ); возглавлял
Федеральный ин-т социологии образования МО РФ. В последние годы жизни был
директором Исследовательского центра эстетического воспитания РАО. Исследования
Т. в области конкретно-исторической психологии личности раскрывают историческую
семантику понятия “личность” и дают историко-теоретический анализ форм
личности. В работах по психологии развития был проанлизирован филогенез
личности и ее онтогенетическое развитие (“Человек и возраст”, 1987; “Возрасты
жизни”, 1988). В работах, посвященных подростковому возрасту, предложена
концепция смены социальной ситуации в современном обществе (“После детства”,
1982), а также авторская версия истории происхождения молодежного неформального
движения (“Подросток в неформальной группе”, 1990). Исследования в области
социологии образования были связаны с мониторингом особенностей развития детей радиационно загрязненных территорий. Большое
внимание Т. уделял исследованию проблем, связанных с психологией искусства, в
частности психологии восприятия киноискусства (“До 16 и старше. Заметки психолога”, 1988). Была разработана оригинальная
концепция зрелищного общения, как основы зрительской реакции подростков
(“Психология юного зрителя”, 1986), проанализирован педагогический потенциал
искусства (“Искусство понимать искусство”, 1990). Одним из первых в
отечественной психологии остро поставил проблему
нравственной ответственности практикующего психолога (“Морально-этические
проблемы психологической практики”, 1988). Другое направление исследований Т.
связано с изучением проблемы возраста человека и его принадлежности к
определенному поколению в контексте развития личности. В
посмертно изданной монографии “Опыт конкретно-исторической психологии личности”
(2000) дан историко-философский, культурологический и психологический анализ
проблем возникновения и развития понятия и феномена личности, обосновано
введенное автором понятие “форма личности”, впервые в отечественной психологии
прослежено становление личности в исторической динамике поколений, а также
представлены результаты когортного исследования межпоколенческих различий в
российском обществе. Т. автор большого количества работ научного,
научно-популярного и публицистического жанров. Часть его трудов переведена на
англ., нем., исп., португал., фин., чешск. и др. языки.
Т.Д.
Марцинковская