ТОЛМЕН (Tolman) Эдуард Чейс (1886 – 1959) - американский психолог,
специалист в области общей и экспериментальной психологии, психологии личности,
социальной психологии, философской и теоретической психологии. Теоретик
необихевиоризма, создатель
его "когнитивного" направления. Президент АРА (1937), председатель Общества
психологических исследований социальных проблем (1940), поч. д-р наук Йельского
ун-та (1951), ун-та Макгилл (1954), поч. д-р права Калифорнйского ун-та.
Лауреат премии Американской психологической ассоциации (1958). Окончил
Массачусетский технологический ин-т (бакалавр, 1911), затем аспирантуру по
психологии и философии при Гарвардском ун-те (магистр, 1912; д-р, 1915).
Профессиональную деятельность начал в качестве преподавателя психологии
Северо-Западного ун-та (1915-1918). С 1918 г. – преподавал в Калифорнийском ун-те в
Беркли (ст. преподаватель, 1920-1922; доцент, 1923-1928; профессор, 1928-1954).
Разработал психологическую теорию, соединявшую идеи
бихевиоризма, гештальтпсихологии и глубинной психологии. Ее созданию
предшествовало экспериментальное изучение процессов выработки навыков у крыс в
лабиринте. Это были опыты по латентному научению, методу проб и ошибок,
примененному к обучению крыс, которые бросали вызов теориям «стимул-реакия»,
доминирующим после 1930-х гг. В противовес "строгому" бихевиоризму Дж. Уотсона, Т. доказывал, что поведение как животных, так и
человека построено не из единиц типа "стимул - реакция", а из
целостных актов. Эти акты включают мотив и цель, различение свойств вещей и их
структурных отношений, построение и проверку гипoтeз и опосредствуются когнитивными картами,
которые представляют собой знания и ожидания, формирующиеся в опыте.
Поэтому сущность обучения, по Т., определяют познавательные «экспектации»
(ожидания), а не условные рефлексы. Все эти внутренние моменты объединялись Т.
в понятие "промежуточные переменные", т. е. факторы, действующие
между непосредственными стимулами (внешними и внутренними) и итоговой реакцией,
и мыслились Т. как образования физические, а не психологические. Свой вариант
бихевиоризма Т. назвал «молярным» с целью противопоставить взгляд на поведение
(как на целостный процесс) «молекулярному» бихевиоризму, трактующему поведение
как совокупность изолированных актов. Исследования Т. внесли много нового в
трактовку "классическим" бихевиоризмом процесса научения. Преодолевая
механистический взгляд на упражнение и подкрепление, свойственный бихевиоризму,
Т. показал, что упражнение предполагает образование познавательных структур, а
роль подкрепления может играть не только удовлетворение потребности, но и
подтверждение ожидания. Процесс научения происходит и тогда, когда подкрепление
отсутствует, например, при исследовании животным ситуации возможного действия
("латентное научение"). В статье “Cognitive maps in rats and men”(Psychological Review, 55, 1948)
Т. не только приводил доказательства против бихевиористской теории
«стимул-реакия», но и призывал уменьшить уровень фрустрации, ведущий к
ненависти и нетерпимости, порождаемый узкими когнитивными схемами. Несмотря
на известный прогресс по сравнению с предшествующими теориями обучения, в
концепции Т. можно найти методологические просчеты: закономерности поведения
животных и человека отождествлялись, нейромеханизмы игнорировались как
"ненаблюдаемое", целенаправленность действия не получала причинного
объяснения. Когнитивный поворот в теории научения, произошедший после 1960-х
гг. нельзя считать возвращением к Т. Основанные на компьютерной технике, теории
сознания действительно пользуются терминами «экспектиции» и «когнитивные
карты», введенными Т.,но по своей сути они ближе к механистическим теориям
Халла, чем к его концепциям взаимосвязанности. Т. был великим психологом, но
ему не удалось в полной мере использовать свои открытия 1920-х гг. в области
теории поведения. Основные труды Т.:
"Purposive Behavior in Animals and Men”, 1932; “Collected Papers in
Psychology”, Berk., 1951; “ Behavior and Psychological Man: Essays
in Motivation and Learning”, U. C. Press, 1958 и др.
Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский