ТВАРДОВСКИЙ (Twardowski) Казимеж Ежи Адольф (1866 - 1938) - польский и украинский психолог и философ. Наряду с Ю. Охоровичем, один из создателей опытной психологии в Польше и Западной Украине, основатель львовско-варшавской философской и психологической школы. В 1885-1889 гг. учился на философском отделении Венского ун-та. С 1892 г. работал в Лейпцигском институте экспериментальной психологии В. Вундта, где в том же году подготовил докт. работу по философии. С 1894 г.- приват-доцент Венского ун-та, а в 1895-1930 гг. -профессор философии и психологии Львовского ун-та, зав. кафедрой философии. В течение ряда лет - декан фак-та (1900-1904), и ректор ун-та (1914-1917). В 1900 г. организовал во Львовском ун-те первую в Галиции и Польше психологическую лабораторию, где совместно с М. Кройцем проводил экспериментальные работы. В 1904 г. основал "Польское философское общество". В 1933 г. за заслуги перед университетской наукой Т. был избран поч. профессором Варшавского ун-та. Являлся чл.-кор. Академии наук в Кракове. С 1911 г. – ред. журнала "Философское движение" /"Ruch filozoficzny"/. В философии Т. был учеником Ф. Брентано, в гносеологии - разделял идеи феноменализма Д. Юма. В целом в его мировоззрении преобладали элементы позитивизма. Боролся против спекулятивной метафизики. Ратовал за так называемую "научную философию", понимая ее как совокупность наук. Условием развития философии считал внедрение в нее дедуктивного, логико-аналитического и эмпирического, экспериментального методов. Психофизическую проблему решал с позиций психофизического параллелизма. Психологию рассматривал как эмпирическую основу философских наук, экспериментальную область знания, использующую одновременно метод интроспекции. Различал эмпирическую психологию, опирающуюся на внутренний опыт, и экспериментальную, использующую экспериментальный метод. Отмечая недостатки интроспекции, в то же время говорил, что есть ряд духовных явлений, применительно к которым эксперимент невозможен. В целом же психология в его понимании переставала быть наукой о душе и включалась в ряд естественных наук («О методах психологии», 1910; «О психологии, ее предмете, задачах и методах», 1913). Т. отстаивал самостоятельность психологии как науки, ее несводимость как к физиологии, так и к философии («Психология, физиология и философия», 1897; «О предмете психологии, ее отношении к другим наукам», 1913 и др.). Предметом его исследования выступали также конкретные проблемы общей и педагогической психологии («Как и чему нужно учить», 1899; «Психология наглядности на школьных уроках», 1899; «Воображение и понятия», 1898; «Психология мышления», 1908); и др.

А.Т. Губко