ТВАРДОВСКИЙ (Twardowski) Казимеж Ежи Адольф (1866 -
1938) - польский и украинский психолог и философ. Наряду с Ю. Охоровичем, один
из создателей опытной психологии в Польше и Западной Украине, основатель львовско-варшавской
философской и психологической школы. В 1885-1889 гг. учился на философском
отделении Венского ун-та. С 1892
г. работал в Лейпцигском институте экспериментальной
психологии В. Вундта, где в том же году подготовил докт. работу по философии. С
1894 г.-
приват-доцент Венского ун-та, а в 1895-1930 гг. -профессор
философии и психологии Львовского ун-та, зав. кафедрой философии. В течение
ряда лет - декан фак-та (1900-1904), и ректор ун-та
(1914-1917). В 1900 г.
организовал во Львовском ун-те первую в Галиции и
Польше психологическую лабораторию, где совместно с М. Кройцем проводил
экспериментальные работы. В 1904
г. основал "Польское философское общество". В 1933 г. за заслуги перед
университетской наукой Т. был избран поч. профессором Варшавского ун-та.
Являлся чл.-кор. Академии наук в Кракове. С 1911 г. – ред. журнала
"Философское движение" /"Ruch filozoficzny"/. В философии
Т. был учеником Ф. Брентано, в гносеологии - разделял идеи феноменализма Д.
Юма. В целом в его мировоззрении преобладали элементы позитивизма. Боролся
против спекулятивной метафизики. Ратовал за так называемую "научную
философию", понимая ее как совокупность наук. Условием развития философии
считал внедрение в нее дедуктивного, логико-аналитического и эмпирического,
экспериментального методов. Психофизическую проблему решал с позиций
психофизического параллелизма. Психологию рассматривал как эмпирическую основу
философских наук, экспериментальную область знания, использующую одновременно
метод интроспекции. Различал эмпирическую психологию, опирающуюся на внутренний
опыт, и экспериментальную, использующую экспериментальный метод. Отмечая
недостатки интроспекции, в то же время говорил, что есть ряд духовных явлений,
применительно к которым эксперимент невозможен. В целом же психология в его
понимании переставала быть наукой о душе и включалась в ряд естественных наук
(«О методах психологии», 1910; «О психологии, ее предмете, задачах и методах»,
1913). Т. отстаивал самостоятельность психологии как науки, ее несводимость как
к физиологии, так и к философии («Психология, физиология и философия», 1897; «О
предмете психологии, ее отношении к другим наукам», 1913 и др.). Предметом его
исследования выступали также конкретные проблемы общей и педагогической
психологии («Как и чему нужно учить», 1899; «Психология наглядности на школьных
уроках», 1899; «Воображение и понятия», 1898; «Психология мышления», 1908); и
др.
А.Т. Губко