УОТСОН (Watson) Джон Бродес (1878 – 1958)
- американский психолог, основоположник бихевиоризма. Специалист в области
психофизиологии, экспериментальной и сравнительной психологии, психотерапии.
Образование получил в Колледж Фурмана (бакалавр, 1900), и Чикагском ун-те (д-р, 1903). Профессиональную деятельность начал в
качестве ассистента по психологии Чикагского ун-та (1903-1904), затем
преподавателя (1904-1908). В 1908
г. получил приглашение Дж Болдуина занять должность
профессора в ун-те Джона Хопкинса и возглавить лабораторию сравнительной
психологии. В 1909 г.
в связи с отставкой Дж. Болдуина У. занял его место декана фак-та
психологии и редакторские должности в нескольких психологических журналах
(1909-1920). В 1915 г
У. Был избран Президентом АРА.. В этот период его
окружала группа сотрудников (в том числе, Г.С. Дженнингс, К. Лэшли, Найт
Данлеп, Адольф Мейер и др.), которые, как и У., критически относились к
господствующему методу интроспекции, как основному источнику фактов. Особенно
остро этот конфликт выглядел в области психологии животных. Поскольку суть
психологии сводилась к изучению сознания непосредственно через интроспекцию,
психология животных занимала второстепенное положение по сравнению с экспериментальной
психологией человека. При этом практическое применение интроспективной
психологии было неясным, неопределенным. Преодолевая подобное положение, У.
выдвинул альтернативную стратегию, которая переориентировала психологию так,
что работе с животными стало уделяться первостепенное внимание с
соответствующими практическими последствиями. Начал У. с публикации в 1913 г. статьи “Psychology as the behaviorist sees It” ("Психология с точки
зрения бихевиориста") в журнале “Psychological Review”,
которая стала своеобразным манифестом нового направления. С этого момента
психологи США стали постепенно определять себя как сторонников или противников
новой теории. В следующем году У. публикует книгу “Behavior: An introduction to comparative psychology”,
1914 ("Поведение: введение в сравнительную психологию"), в которой
впервые в истории психологии был решительно опровергнут постулат о том, что
предметом этой науки является сознание (его содержание, процессы, функции и
т.д.). Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно
наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Новый
подход намечал перспективу раскрытия факторов взаимодействия целостного
организма со средой и причин, от которых зависит динамика этого взаимодействия.
Предполагалось, что знание причин позволит в психологии осуществить идеал
других точных наук с их девизом "предсказание и управление". У.
пришел к убеждению, что наблюдения за состояниями сознания также мало нужны
психологу как и физику, химику и т.д.. Только
отказавшись от этих внутренних наблюдений, настаивал он, психология станет
точной и объективной наукой, подобной другим естественнонаучным дисциплинам. По
его плану, все поведение должно быть объяснено из отношений между
непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм
и его, также непосредственно наблюдаемых ответов (реакций). Отсюда и главная
формула У., воспринятая бихевиоризмом: "стимул - реакция" (S-R). Из
этого следовало, что процессы, которые происходят между составляющими этой
формулы (как физиологические, так и психические) психология должна устранить из
своих гипотез и объяснений. Поскольку единственно реальными в поведении
признавались различные формы телесных реакций, У. заменил все традиционные
представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами. Всеми
реакциями, как интеллектуальными, так и эмоциональными, можно, по мнению У.,
управлять. Он провел серию экспериментов над младенцами, вырабатывая условные
рефлексы, связанные с эмоциями. Например, громкий звук, вызывающий чувство
страха, сочетался с восприятием кролика. В дальнейшем сходное чувство страха
возникало у детей при виде других покрытых мехом объектов. Так У. стремился
доказать, что у людей на основе условных рефлексов можно формировать по
заданной программе стойкие аффективные комплексы. Принцип управления поведением
получил в американской психологии после работ У. широкую популярность. В 1924 г. он публикует книгу “Behaviorism”,
в которой, в частности, описывает принципы бихевиоральной терапии и постулирует
преобладание воспитания над природой. В 1928 г. вместе с Розалией Рейнер публикует свою
знаменитую книгу о воспитании детей “The Psychological care of infant and child”, которая широко разошлась
среди родителей, стремящихся к научному подходу в воспитании. Процесс
воспитания он рассматривал как разновидность научения, придавая исключительное
значение подкреплению приспособительных реакций. Чтобы в полной мере оценить
влияние уотсоновского бихевиоризма, следует выявить его основные свойства
(постулаты): 1) наблюдение за поведением вместо интроспекции; 2)
«прогнозирование и контроль», а не теоретическое осмысление; 3) избегание
терминов «сознание» и «сознательность»; 4) атомистический взгляд
(стимул-реакция) на поведение. Вокруг бихевиоризма велись яростные дебаты и
споры во всех гуманистических науках. И уже в 20-х гг. наследники бихевиоризма принимали не все постулаты У. Толмен принимал лишь положение
(1). Кларк Халл и его последователи в 1930-х гг. принимали постулаты (1) и (4).
Скиннер в качестве цели принимал положение (2), развивая собственную
неатомистическую версию бихевиоризма. Современная когнитивная психология,
утверждающая, что она отвергла бихевиоризм, тем не менее
в большинстве случаев продолжает сохранять бихевиористский атомизм (положение
4). «Бреши» заполняются теоретическими понятиями ментальности (память, внимание
и т.п.), но при этом эксперименты концентрируются вокруг наблюдаемых причин и
результатов, т.е. отказ от уотсоновского табу на интроспективные методы
оказался недолговечным. Труды У. в рус пер.:
«Наследственность», М. 1913; «Психология как наука о поведении», М.-Л., 1926;
«Психологический уход за ребенком», М., 1930.
Л.А. Карпенко, Т.Д.
Марцинковская.