УОТСОН (Watson) Джон Бродес (1878 – 1958) - американский психолог, основоположник бихевиоризма. Специалист в области психофизиологии, экспериментальной и сравнительной психологии, психотерапии. Образование получил в Колледж Фурмана (бакалавр, 1900), и Чикагском ун-те (д-р, 1903). Профессиональную деятельность начал в качестве ассистента по психологии Чикагского ун-та (1903-1904), затем преподавателя (1904-1908). В 1908 г. получил приглашение Дж Болдуина занять должность профессора в ун-те Джона Хопкинса и возглавить лабораторию сравнительной психологии. В 1909 г. в связи с отставкой Дж. Болдуина У. занял его место декана фак-та психологии и редакторские должности в нескольких психологических журналах (1909-1920). В 1915 г У. Был избран Президентом АРА.. В этот период его окружала группа сотрудников (в том числе, Г.С. Дженнингс, К. Лэшли, Найт Данлеп, Адольф Мейер и др.), которые, как и У., критически относились к господствующему методу интроспекции, как основному источнику фактов. Особенно остро этот конфликт выглядел в области психологии животных. Поскольку суть психологии сводилась к изучению сознания непосредственно через интроспекцию, психология животных занимала второстепенное положение по сравнению с экспериментальной психологией человека. При этом практическое применение интроспективной психологии было неясным, неопределенным. Преодолевая подобное положение, У. выдвинул альтернативную стратегию, которая переориентировала психологию так, что работе с животными стало уделяться первостепенное внимание с соответствующими практическими последствиями. Начал У. с публикации в 1913 г. статьи “Psychology as the behaviorist sees It” ("Психология с точки зрения бихевиориста") в журнале “Psychological Review”, которая стала своеобразным манифестом нового направления. С этого момента психологи США стали постепенно определять себя как сторонников или противников новой теории. В следующем году У. публикует книгу “Behavior: An introduction to comparative psychology”, 1914 ("Поведение: введение в сравнительную психологию"), в которой впервые в истории психологии был решительно опровергнут постулат о том, что предметом этой науки является сознание (его содержание, процессы, функции и т.д.). Девизом бихевиоризма стало понятие о поведении как объективно наблюдаемой системе реакций организма на внешние и внутренние стимулы. Новый подход намечал перспективу раскрытия факторов взаимодействия целостного организма со средой и причин, от которых зависит динамика этого взаимодействия. Предполагалось, что знание причин позволит в психологии осуществить идеал других точных наук с их девизом "предсказание и управление". У. пришел к убеждению, что наблюдения за состояниями сознания также мало нужны психологу как и физику, химику и т.д.. Только отказавшись от этих внутренних наблюдений, настаивал он, психология станет точной и объективной наукой, подобной другим естественнонаучным дисциплинам. По его плану, все поведение должно быть объяснено из отношений между непосредственно наблюдаемыми воздействиями физических раздражителей на организм и его, также непосредственно наблюдаемых ответов (реакций). Отсюда и главная формула У., воспринятая бихевиоризмом: "стимул - реакция" (S-R). Из этого следовало, что процессы, которые происходят между составляющими этой формулы (как физиологические, так и психические) психология должна устранить из своих гипотез и объяснений. Поскольку единственно реальными в поведении признавались различные формы телесных реакций, У. заменил все традиционные представления о психических явлениях их двигательными эквивалентами. Всеми реакциями, как интеллектуальными, так и эмоциональными, можно, по мнению У., управлять. Он провел серию экспериментов над младенцами, вырабатывая условные рефлексы, связанные с эмоциями. Например, громкий звук, вызывающий чувство страха, сочетался с восприятием кролика. В дальнейшем сходное чувство страха возникало у детей при виде других покрытых мехом объектов. Так У. стремился доказать, что у людей на основе условных рефлексов можно формировать по заданной программе стойкие аффективные комплексы. Принцип управления поведением получил в американской психологии после работ У. широкую популярность. В 1924 г. он публикует книгу “Behaviorism”, в которой, в частности, описывает принципы бихевиоральной терапии и постулирует преобладание воспитания над природой. В 1928 г. вместе с Розалией Рейнер публикует свою знаменитую книгу о воспитании детей “The Psychological care of infant and child”, которая широко разошлась среди родителей, стремящихся к научному подходу в воспитании. Процесс воспитания он рассматривал как разновидность научения, придавая исключительное значение подкреплению приспособительных реакций. Чтобы в полной мере оценить влияние уотсоновского бихевиоризма, следует выявить его основные свойства (постулаты): 1) наблюдение за поведением вместо интроспекции; 2) «прогнозирование и контроль», а не теоретическое осмысление; 3) избегание терминов «сознание» и «сознательность»; 4) атомистический взгляд (стимул-реакция) на поведение. Вокруг бихевиоризма велись яростные дебаты и споры во всех гуманистических науках. И уже в 20-х гг. наследники бихевиоризма принимали не все постулаты У. Толмен принимал лишь положение (1). Кларк Халл и его последователи в 1930-х гг. принимали постулаты (1) и (4). Скиннер в качестве цели принимал положение (2), развивая собственную неатомистическую версию бихевиоризма. Современная когнитивная психология, утверждающая, что она отвергла бихевиоризм, тем не менее в большинстве случаев продолжает сохранять бихевиористский атомизм (положение 4). «Бреши» заполняются теоретическими понятиями ментальности (память, внимание и т.п.), но при этом эксперименты концентрируются вокруг наблюдаемых причин и результатов, т.е. отказ от уотсоновского табу на интроспективные методы оказался недолговечным. Труды У. в рус пер.: «Наследственность», М. 1913; «Психология как наука о поведении», М.-Л., 1926; «Психологический уход за ребенком», М., 1930.

Л.А. Карпенко, Т.Д. Марцинковская.